К контролю техосмотра автомобилей подключили дорожные камеры
27 сентября 2022, 12:58 [ «Аргументы Недели» ]
ГИБДД начала применять дорожные камеры для выявления поддельных техосмотров. Признаком фиктивной документации, в частности, является то, что автоматическими комплексами не был зафиксирован автомобиль в районе пункта ТО. Диагонстическая карта аннулируется, если проверка подтверждает нарушение. С начала года, по данным МВД, аннулировано более 25 тыс. карт. Участники техосмотра призывают полицию наращивать объем проверок, сообщает «Ъ».
Электронные карты, напомним, оформляются по итогам прохождения техосмотра в информационной системе техосмотра ЕАИСТО МВД. Обязательным атрибутом является фото машины и технического эксперта на пункте ТО. Множество фирм оформляют ДК на авто с помощью фотомонтажа без посещения пунктов инструментального контроля.
В рамках борьбы с мошенничеством ГИБДД проводит проверку карт и аннулирует их, если находит нарушения. С 1 января по 19 сентября, прекращено действие более 25 тыс. карт. В полиции уточнили, что в течение трех дней после принятия решения об аннулировании ДК об этом уведомляют владельца транспортного средства. Без карты нельзя, перерегистрировать авто или зарегистрировать изменения в конструкцию. Аннулирование сопровождается передачей в суды материалов по ст. 14.4.1 КоАП «Нарушение требований законодательства в области ТО» в отношении оператора (штрафы до 300 тыс. руб.). В перспективе ГИБДД также сможет отключать мошенников от ЕАИСТО, уже готов проект постановления правительства.
Решения об аннулировании, как сообщает МВД, подтверждаются «необходимыми доказательствами», к которым относятся в том числе «анализ записей камер видеонаблюдения или средств автоматической фиксации правонарушений, согласно которым транспортное средство в момент проведения техосмотра находилось в месте, отличном от места расположения пункта ТО».
Об алгоритме действий инспекторов можно судить по опубликованным решениям судов. К примеру, в Тверской области инспекторы в 2022 году проверяли ДК, выданные на ряд автомобилей. В день смотра машины на территории региона не появлялись, о чем свидетельствуют данные камер. Операторы были оштрафованы.
Для выявления поддельных техосмотров применяются также данные Ространснадзора. «По запросу МВД мы можем предоставлять информацию о месте нахождения в определенный период автобуса либо грузового транспортного средства, перевозящего опасные грузы, на основании данных, полученных из системы ГЛОНАСС», — пояснили «Ъ» в Ространснадзоре. Для грузовиков и автобусов, напомним, ТО обязателен.
Карты могут аннулироваться и в других случаях, следует из разъяснений МВД. Основанием может стать в том числе «объяснение владельца ТС и технического эксперта», а также «результаты криминалистического исследования фотоизображений, имеющих признаки видоизменения ("Фотошопа")». В одном из решений судов упоминается случай в Ленинградской области, когда инспекторы проверяли ДК на УАЗ-452: фотография имели следы редактирования, на снимке не было эксперта, сам техосмотр длился всего минуту, а по месту оформления ДК, как показала выездная проверка ГИБДД, пункта техосмотра вообще не было. Оператор в итоге был оштрафован судом на 200 тыс. руб., следует из вынесенного в начале августа решения суда.
Григорий Шухман, эксперт по системам фотовидеофиксации: «Сравнивая информацию с камер, расположенных на дороге к пункту ТО, и данными о фотофиксации в самом пункте, можно отсечь те машины, которые умудрились попасть на техосмотр, минуя камеры, — пояснил он. — Или выявить машины, которые не могли быть на техосмотре, поскольку в это время проезжали в другом месте».
Отсутствие информации о перемещении авто не может быть доказательством, что машина на проверку не приезжала, считает руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае Иван Кекин (оператор ООО «Марс»).
Возможно, что камер просто недостаточно, обращает внимание эксперт, система «видит» не все машины. Господин Кекин также полагает, что 25 тыс. аннулированных из 15,5 млн оформленных с марта 2021 года (именно тогда было изменено законодательство в области ТО) диагностических карт — капля в море. «Пока проводимая полицией работа жуликов, к сожалению, никак не останавливает, а скорее разжигает их азарт», — резюмирует Иван Кекин. Об этом говорит и глава некоммерческого партнерства станций диагностики «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков: «Чтобы был эффект, аннулироваться должны сотни тысяч карт».