Аргументы Недели Авто 13+

На что стоит обратить внимание при эксплуатации автомобиля зимой

№ 2 (646) от 17.01.19 [ «Аргументы Недели Сахалин», ]

На что стоит обратить внимание при эксплуатации автомобиля зимой

В зимний период проблем с автомобилем становится больше: увеличивается расход топлива, время на прогрев двигателя и салона, становится сложнее завести автомобиль, необходимо заменить резину на зимний комплект и многое другое. В мороз машина начинает работать по­-другому, и важно знать эти нюансы.

О том, что нужно помнить в зимний период и какие проблемы могут возникнуть, нам рассказал старший продавец­-консультант магазина автозапчастей «Гипер­Авто» Александр Пересыпкин.

Включаем фары

­ Как завести машину в мороз? Какие сложности могут возникнуть и почему?

­ Зимой, в связи с холодной температурой воздуха, всё в автомобиле работает в жёстком режиме. Для начала стоит отметить, что автомобиль должен быть полностью исправен. Это значит, что в тёплое время он нормально работает, заводится без проблем, хорошо ездит. Когда холодно, все технические жидкости становятся гуще. Самое главное – это моторное масло. Его необходимо подобрать по климату, чтобы оно не застывало, не превратилось в парафин или пластилин. Для каждого автомобиля по каталогу подбирается масло определённой вязкости. Для наших климатических условий достаточно, чтобы первая цифра на масле была пять – 5W30, 5W40 и так далее. Это означает, что примерно до 35 градусов мороза масло не замёрзнет и будет нормально работать. На севере лучше вместо пятерки использовать ноль, что соответствует 40 градусам ниже нуля.

Помимо масла, нужно обратить внимание на работу аккумулятора. Уменьшение температуры также влияет на его эксплуатацию. С холодами аккумулятору становится тяжелее. Перед тем как завести автомобиль, лучше его прогреть. Это можно сделать, включив фары на пять­десять секунд, не заводя при этом автомобиль. Включив фары, вы берёте заряд с аккумулятора, который начинает работать и тем самым немножко сам себя прогревает, повышая собственную температуру. Дальше надо включить зажигание, подождать секунд десять, пока все сигнальные лампочки не погаснут. Торопиться никуда не нужно. Затем уже можно заводить. Если с первого раза автомобиль не заводится, не нужно дёргать каждые две-­три секунды. Лучше включить стартер и десять, максимум 15 секунд покрутить двигатель. Если машина исправна, то всё обязательно заведётся. Нажимать педаль газа при этом нет необходимости. Даже наоборот, это чревато тем, что можно залить двигатель бензином, который не воспламеняется, не сгорает. Им можно залить камеру сгорания, свечи, если это бензиновый автомобиль.

­ Если не получилось завести машину, в чём может быть причина?

­ Причина – очень низкая температура. Если это бензиновый автомобиль, то при температуре от минус 30 градусов и ниже бензин перестаёт испаряться, он не горит. И тогда очень проблематично завести двигатель. С дизельным автомобилем, с одной стороны, проще, а с другой  – сложнее. Там есть свечи накала. При включении зажигания включается система прогрева камеры сгорания. Нужно дождаться, пока потухнет специальная лампочка на панели. Это значит, что камера сгорания прогрета и можно заводить.

Если с первого раза не завелось, после того, как вы покрутили стартер десять секунд, необходимо подождать минутку, чтобы дать время аккумулятору восстановиться, а стартеру остыть. Затем снова можно попытаться завести. Если не получается через три-­пять попыток, это значит, что есть какая­-то неисправность. В этом случае лучше обратиться в сервис или вызвать мастера. Чаще всего люди просто сажают аккумулятор. В этом случае нужно иметь с собой провода прикуривания и искать донора, например автомобиль соседа по стоянке. Я рекомендую иметь свои провода, потому что у других их может не быть.

Чтобы подключить провода, нужно тоже соблюдать свои правила. Сейчас все автомобили напичканы электроникой. Важно делать всё осторожно, чтобы ничего не повредить, не сжечь.

Всё по каталогу

­ Есть ли какие-­то приборы, приспособления, хитрости, которые могут помочь?

­ Существуют пуско-зарядные устройства. Но те, которые действительно смогли бы помочь, стоят достаточно серьёзных денег. Это не просто зарядное устройство, а устройство с повышенным током. Предпусковое зарядное устройство перед пуском повышенного тока заряжает ваш аккумулятор, если вы его всё­таки посадили. Но опять же если через несколько попыток автомобиль так и не завёлся, то, скорее всего, возникла какая­то неисправность. Чаще всего приборы здесь никакие не помогут.

Ещё существуют такие вещи, как химия. В простонародьи эфир. Быстрый старт, холодный пуск – они по­разному называются, разные производители, но в основе всё равно эфир, легковоспламеняющаяся жидкость, газ, который вспрыскивается в систему пуска, там внутри испаряется, и тогда можно попытаться завести. Опять же если бензин не испаряется, не горит при низких температурах, тогда эфир поможет запустить систему. Это можно использовать и при дизельном двигателе.

Самая большая хитрость – качественное топливо. Но это часто не зависит от автомобилиста. У нас есть проблема с качественным топливом. Добавлять туда химию не всегда оправданно, потому что неизвестно, что туда уже добавили на заправке до нас. Иногда туда добавляют газолин или ацетон для повышения октанового числа. Из 92 легко сделать 98, просто добавив туда ацетон. Добавляя туда ещё и химию, которая продается в магазинах для повышения качества бензина, невозможно предсказать, как эти присадки станут взаимодействовать друг с другом. Может, это поможет, а может, сделает только хуже.

Главное – помнить, что есть каталоги, есть продавцы-­консультанты, которые каждый день по несколько раз сталкиваются с этими проблемами и могут помочь их решить. Если вы не специалист, не нужно пытаться улучшить свойства вашего автомобиля, устанавливая детали, которые не предназначены для данной машины. Это может сделать только хуже. Лучше делать всё по каталогу. Ведь автомобиль – это система, где всё работает взаимосвязанно. Если изменить что­-то одно, изменится вся работа. И не факт, что в лучшую сторону. Поэтому лучше довериться профессионалам и обратиться к ним за консультацией, если возникли какие­то вопросы или проблемы. И в этом деле я бы не советовал пользоваться интернетом. Ведь сейчас люди без специального образования могут снимать видео своих идей, и они не всегда действительно помогают. Не стоит спрашивать советов и на автомобильных форумах.

Газ под запретом

­ Зависят ли возникающие сложности на морозе от марки автомобиля?

­ Практически нет. Скорее это зависит от состояния конкретного автомобиля и от качества топлива, от правильности эксплуатации. Летом всё работает хорошо, нет дополнительных нагрузок. Зимой масло густеет, и тут важно опять же действовать по каталогу. Если положено залить пятёрку, то так и нужно поступать. Иначе масло станет вязким, что повлечёт ряд проблем. Когда автомобиль заводится, стартер начинает проворачивать коленчатый вал. Ему нужно это масло, которое за ночь загустело, прокрутить по всем движущимся деталям, плюс ко всему масляный насос должен эту вязкую консистенцию прокачать во все точки смазывания в системе, создать давление. Это очень тяжело.

При механической коробке передач есть один нюанс – нужно заводить автомобиль не с пульта, а сесть и выжать сцепление. Этим вы отсоединяете коробку и облегчаете в два раза стартеру задачу, который крутит только двигатель. При этом газ ни в коем случае трогать нельзя. В некоторых автомобилях действует такая система: можно попробовать выжать до конца педаль газа и завести машину. При полностью нажатой педали газа не на всех, но на многих современных автомобилях включается система продувки цилиндра, отключается подача топлива. Но это действует не на всех автомобилях и нужно знать, работает ли это конкретно в вашем случае. Поэтому лучше этого не делать. При нормальной системе запуска всё заведется без этого.

Ещё одна частая проблема – работа сигнализации. В холодную погоду, при конденсатах дешёвая сигнализация может не сработать, и автомобиль не заведется. В этом случае также лучше обратиться в сервис. Если машина пытается завестись, но не получается, это, скорее всего, неисправность автомобиля, а не сигнализация. Если она даже не схватывается, то проблема либо в топливе, либо в сигнализации.

­ Какие сложности возникают при эксплуатации машины в зимний период?

­ Зимой стоит обратить внимание на салонный фильтр. В нём собирается влага, которая ночью конденсируется на стёкла. Очень часто нужно просто поменять фильтр, чтобы облегчить себе жизнь.

Также важно иметь свежий антифриз – жидкость в системе охлаждения, которая подогревает, охлаждает двигатель. Его срок эксплуатации – три­пять лет. Своевременная замена поможет также избежать множества проблем.

Если зимой машина не прогревается, это может говорить о проблеме с термостатом. В этом случае его нужно заменить. На дворниках зимой тоже лучше не экономить, потому что летние дворники не помогут в снегопад и придётся платить дважды. Качественные шины также немаловажны. Стоит помнить, что не бывает всесезонных шин, есть зимние и летние. Лучше иметь два комплекта и помнить, что срок годности любых шин – пять лет с момента изготовления. После этого их свойства и характеристики начинают ухудшаться, появляются микротрещины, ухудшается сцепление с дорогой.

­ Как подготовить авто к зиме? Что следует приобрести?

­ Главное – вовремя купить лопату и трос. Скажу по опыту, их не хватает, раскупают все, как только выпадает снег. Также важно помнить про своевременный осмотр автомобиля. Его рекомендуют проводить два раза в год – весной и осенью. Это нужно для того, чтобы проверить технические характеристики перед наступлением морозов и после них, проверить состояние всех технических жидкостей. Не стоит этим пренебрегать.