Права для чайников и для профи
23 ноября 2017, 14:06 [«Аргументы Недели. Волгоград», Мария Строгова ]
В ближайшее время МВД совместно с Минтрансом планируют разделить водителей на любителей и профессионалов. «Аргументы недели» изучили экспертное мнение по этому вопросу.
Согласно законопроекту программу обучения для граждан, управляющих личными автомобилями, сократят на 30%. А профи, работающие в сфере грузовых и пассажирских перевозок, должны будут раз в пять лет подтверждать квалификационные навыки в специальных центрах. В свою очередь, в обязанность компаний, нанимающих водителей для перевозок, войдет проверка наличия у работников таких свидетельств. По мнению главы силового министерства Владимира Колокольцева, это нововведение должно положительно сказаться на уровне аварийности и безопасности дорожного движения в целом.
Однако законопроект вызвал межведомственные споры и был отправлен на доработку.
Эксперт по безопасности движения из ГИБДД ГУ МВД России по Волгоградской области на условиях анонимности, дабы публично не противоречить своему высшему руководству, рассказал, что не видит в разделении всех водителей особого смысла.
- Даже у тех, кто сдает экзамен по вождению сегодня, теоретическая и особенно практическая подготовка очень слаба, - уверен эксперт. - Пройти «площадку» и «город» у большинства курсантов получается только с пятого раза. Снижать требования и сокращать программу на 30% - значит усугублять ситуацию. Что касается профессионалов, то здесь, как и во многих других специальностях, определяющим является стаж. Чем дольше человек работает, тем больше он приобретает профессиональных навыков, повышает своё мастерство. А если есть прецеденты, когда работник виновен в серьёзном ДТП, например, или такие случаи повторяются не раз, есть смысл проверять его квалификационной комиссией.
У генерального директора волгоградского филиала транспортной компании «Байкал Сервис» Игоря Платонова инициатива тоже вызывает вопросы.
- На первый взгляд идея неплоха, поскольку ставит своей целью повышение безопасности на дорогах. Но если обратиться к фактам, эффективность оказывается под сомнением, - рассуждает Игорь Платонов. Так, например, согласно общероссийской статистике за 9 месяцев 2017 года, из 133 тыс. дорожно-транспортных происшествий только в 2% случаях участниками аварий стали лица на грузовом автотранспорте. Также было отмечено, что больше половины ДТП произошло по вине грузового транспорта, находящегося в собственности у физических лиц. То есть аварийность исходит, прежде всего, от любителей, а значит, именно к ним должны предъявляться повышенные требования. Кроме того, встает немало вопросов по реализации закона, в частности, какие структуры будут заниматься обучением водителей и их аттестацией, как и кем будет разрабатываться и утверждаться программа обучения, что будет являться стандартом квалификации водителя и тому подобные.
Юрий Комаров, заведующий кафедрой «Автомобильный транспорт» Волгоградского государственного технического университета порекомендовал если и применять какие-то нововведения, то поступить по-другому:
- Для тех, кто хочет учиться профессии, в обязательном порядке за счёт дополнительных часов ввести прохождение психолого-физиологического контроля. Сейчас у нас немало водителей, для которых эта профессия просто противопоказана. Особенно актуален такой контроль и специальная программа подготовки для тех, кто перевозит пассажиров и опасные грузы. У нас расширили деление на категории по видам транспорта, но о категориях по содержанию перевозимого речи не идёт никогда.
Минтранс проинформировал, что в настоящее время готовится концептуально новая версия проекта закона с учетом поступивших замечаний и предложений. По завершению разработки текст закона будет размещен на портале Regulation.gov.ru.