ГД приняла во втором чтении законопроект "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Законопроект устанавливает порядок и периодичность проведения техосмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению техосмотра.
Документ не распространяется на ТС, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 куб. см или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 кВт и максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 км/час, а также прицепы к ним.
ТО проводится по выбору владельца ТС или его представителя любым оператором техосмотра в любом пункте техосмотра вне зависимости от места регистрации ТС. Предельный размер платы за проведение техосмотра будет устанавливаться высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в соответствии с методикой, утвержденной Федеральной службой по тарифам.
Предъявление при заключении договора обязательного страхования талона техосмотра или талона о прохождении государственного техосмотра транспортного средства, срок действия которых истекает более чем за 6 месяцев до окончания предполагаемого срока действия заключаемого договора обязательного страхования, является основанием для отказа в заключении договора обязательного страхования.
Легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь, специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов, должны проходить техосмотр каждые 6 месяцев.
Каждые 12 месяцев должны проходить техосмотр транспортные средства, с года выпуска в обращение которых прошло более чем 7 лет, а также грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых составляет более 3,5 т; транспортные средства, оборудованные устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов; транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами.
Не требуется проведение техосмотра транспортных средств в первые 3 года, включая год выпуска в обращение.
При этом прицепы к транспортным средствам, принадлежащие физическим лицам и имеющие разрешенную максимальную массу до 3,5 т, не подлежат техническому осмотру с 1 января 2012г.
Техосмотр проводится операторами, аккредитованными профессиональным объединением страховщиков. Учет сведений о результатах проведения техосмотра осуществляется с помощью единой автоматизированной информационной системы техосмотра.
Для того чтобы получить аккредитацию, оператор должен соответствовать следующим требованиям:
- наличие на праве собственности или на ином законном основании сооружений и средств технического диагностирования;
- наличие в штате не менее одного технического эксперта;
- наличие технических возможностей для ежедневной передачи сведений о результатах проведения техосмотра в единую автоматизированную информационную систему техосмотра, а также документирования сведений о таких результатах.
Аккредитация в сфере технического осмотра осуществляется на платной основе. Размер платы за аккредитацию в сфере технического осмотра устанавливается правительством РФ.
Документом установлено, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ, осуществляет контроль за выполнением на территориях субъектов РФ нормативов минимальной обеспеченности населения пунктами техосмотра. Нормативы минимальной обеспеченности пунктами техосмотра для субъектов РФ и для входящих в их состав муниципальных образований утверждаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, установленной правительством РФ.
Оператор техосмотра в соответствии с гражданским законодательством несет ответственность перед владельцем транспортного средства за нарушение договора о проведении техосмотра. Если в ходе проведения техосмотра оператором техосмотра не выявлены технические неисправности транспортного средства либо такие неисправности выявлены, но сведения о них не были внесены в диагностическую карту, оператор техосмотра должен возместить в полном объеме вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу владельца транспортного средства либо третьих лиц вследствие таких неисправностей.
Осуществление аккредитации операторов техосмотра с нарушением требований законодательства в области техосмотра транспортных средств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб. Непредставление сведений, необходимых для ведения единой автоматизированной информационной системы техосмотра, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.
Страховщик имеет право предъявить регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты к оператору техосмотра, выдавшему оригинал талона техосмотра, если страховой случай наступил вследствие неисправности транспортного средства и такая неисправность имела место на момент проведения этим оператором техосмотра, но сведения о ней не были внесены в диагностическую карту.
Законопроектом установлено, что талоны о прохождении техосмотра транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу до трех с половиной тонн, прицепов и полуприцепов, имеющих разрешенную максимальную массу до 3,5 тонн и не используемых для оказания услуг по перевозкам, а также мототранспортных средств, срок действия которых истек или истекает в 2011г., продлеваются до момента истечения срока действия договоров ОСАГО в отношении таких транспортных средств после 1 января 2012г.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012г., за исключением некоторых положений.
После вступления закона в силу будет действовать переходный период: в течение двух лет аккредитованные дилерские центры, проводящие ТО, будут работать одновременно с центрами, которые сейчас проводят ТО по договору с ГИБДД. Центры, работающие по договору с ГИБДД, будут работать на тех же условиях, что и дилерские центры. В том случае, если они смогут успешно работать в условиях конкуренции, они останутся на рынке.