15 апреля мир ожидал чуть ли не начала ядерной войны между КНДР и США (105 лет со дня рождения «Вечного президента» КНДР Ким Ир Сена). Но катастрофы не произошло. Не случилось и ожидаемого ядерного испытания. Вместо него в Пхеньяне прошёл грандиозный, самый крупный за последние годы и очень интересный по представленным новинкам парад. На нём засветились ракеты, разработанные на Украине. Одновременно северные корейцы запустили баллистическую ракету средней дальности (БРСД) «Пукгуксон-2». Правда, неудачно. После этого напряжённость несколько спала.
Трамп слил?
США несколько сбавили обороты, заявив о приверженности «преимущественно дипломатическому давлению» и сделали ряд других успокоительных заявлений. Но затем риторика заявлений сторон вновь приобрела угрожающие нотки. Так что ничего пока ещё не закончилось. Неясно: то ли это передышка, то ли американцы помалу «травят пар», чтобы не потерять лицо после неудавшегося шантажа. Например, заявляя, что «хотят мира с КНДР», тут же обещают сбивать северокорейские ракеты. Спрашивается, зачем? Чтобы точно разжечь пожар?
Правда, в возможности сбить ракеты КНДР с достаточно высокой вероятностью американцы сами не уверены. Они планируют провести дополнительные срочные испытания. В целом позиция США противоречива. В Вашингтоне уже забыли свои же заявления об «отправке армады» к берегам Северной Кореи, потихонечку убрав подальше даже то, что там уже было.
Испугались ответа? Едва ли. Но возможно, что всё ещё будет. Например, после ядерного испытания в КНДР.
Новинки парада
Военный парад во все времена служил для демонстрации военной мощи государства и устрашения его врагов. И корейцы в этот раз постарались. Новинки были и в мелочах, вроде оснащения и оружия маршировавших военнослужащих, и в серьёзных системах. Например, очень удивили спецназовцы северян – в современных бронешлемах с нашлемными приборами ночного видения (считалось, что в КНДР их почти нет), в бронежилетах, с уже известными ранее автоматами на базе АКС-74 со шнековыми магазинами на 100 патронов.
Бронежилеты удивляют тем, что даже в китайской армии их практически нет. В КНР даже наиболее подготовленные части типа десантников или спецназовцев обходятся шлемами и разгрузками. Исключение составляют команды антитеррора, но они не относятся к армии. Оснащать солдат бронежилетами тяжёлого противопульного типа весьма недёшево.
Прошли также бойцы с ещё одной новинкой – интегрированными стрелково-гранатомётными комплексами с единым электронно-оптическим прицелом. В своё время в США пытались создать такой же комплекс «оружия будущего». Но получился тяжёлый, громоздкий и ненадёжный комплекс. Его «умные» гранаты с программируемым подрывом взрывались, когда не надо. А слабые осколки не могли пробить защищённую бронежилетами пехоту. Создали такой и в Южной Корее. Причём он получился поудачнее американского. А теперь вот смогли и в КНДР. Правда, неизвестно, насколько «умные» у них гранаты, но прицел там явно не муляж.
Представленные на параде танки «Сонгун-915», «Чонма-416» и «Чонма-216» также имели немало отличий. На старых машинах появились системы предупреждения о лазерном облучении, выносные пусковые установки ПТУР, ПЗРК и дистанционно управляемые турели с автоматическими гранатомётами. Это существенно расширяет возможности танка в горах. Корейцы активно внедряют в свои танки низкоуровневые ночные телекамеры и тепловизоры.
Среди арт-систем проехала одна из модификаций 300-мм сверхдальнобойной РСЗО, с высокоточными управляемыми ракетами со спутниковым наведением через ГЛОНАСС и «Бейдоу». Они способны попасть точно в цель за 200 км. Показали и береговые противокорабельные ракетные комплексы на танковой базе – клон нашей «Уран-УЭ». Таких ракет много на кораблях, а теперь есть и на берегу – это опасный противник.
Ракеты и загадки
Оперативно-тактический комплекс «Хвасон-6», развитие нашего «Эльбруса» (СКАДа), получил танковую базу и маневрирующую управляемую высокоточную боевую часть, что весьма удивительно. В теории это оружие может поражать малоразмерные цели на дальности 500–600 км. А может и движущиеся – возможности неизвестны.
Но главным сигналом стали другие, куда более дальнобойные ракеты. Так, твёрдотопливная ракета подводных лодок (БРПЛ) «Пукгуксон-1» была показана впервые. Как и её клон в виде наземной БРСД «Пукгуксон-2». Именно её второй пуск в день парада оказался неудачным в отличие от февральского. В итоге кое-кто даже придумал безумные версии вроде взлома американскими хакерами ракеты или то, что Ким Чен Ын сам приказал взорвать ракету. Мол, чтобы не обострять.
В целом можно констатировать, что у северян имеются БРСД, способные нести ядерный заряд на дальность до 4–5 тыс. км и даже дальше. Причём это относительно отработанное оружие, равно как и заряды для него. Хотя ядерных сил как чётко работающей системы пока нет – это очень длительный процесс. В теории КНДР может использовать для единичного удара и пока единственную опытную подводную лодку – она также относительно отработана.
Украинский межконтинентальный след
Главной новинкой парада стали подвижные пусковые установки двух типов межконтинентальных баллистических ракет (МБР). Правда, ни один из них пока не испытывался. Первая замаскирована под автомобильную цистерну с огромным транспортно-пусковым контейнером. Чем-то она напоминает китайскую систему DF‑31. Сама идея маскировки пусковой под гражданский трейлер (спутник не сможет отличить её от цистерны с тягачом) происходит ещё от советского «Курьера», выполненного на более продвинутом уровне.
Но корни этого изделия уходят явно не в Китай, а на Украину. Некоторые специалисты считают, что эта двухступенчатая МБР с жидкостной и твердотопливной ступенями была разработана на украинском «Южмаше». Судя по всему, после майдана «Южмаш» начал активно торговать документацией. Мол, если сгорела хата, то чего сарай жалеть?
А вот вторая система, установленная на китайском клоне минского восьмиосного шасси, явно ещё макет. Уж слишком высока эта планка для корейцев. Она выглядит как наши «Тополя», «Тополя-М» и «Ярсы». Но сама тенденция показательна – рано или поздно в КНДР может появиться ракета, сравнимая пусть даже не с «Тополем», но с его более старыми предками. Послание для Вашингтона вполне понятное.
Если завтра война
Несмотря на снижение оборотов, война действительно возможна. КНДР ясно дала понять, что ответом на удар по её ядерным объектам будет атака на американские базы в регионе: в Южной Корее и Японии. Также корейцы могут нанести удар по резиденции президента Южной Кореи в Сеуле и по авианосной группе во главе с атомным авианосцем «Карл Винсон». Удары могут быть не обязательно ядерными, а обычными. То есть о сокрушающих ударах по Южной Корее или Японии речи пока нет – ограниченное воздействие в ответ на ограниченное. Но этим не закончится. Ударить они и правда могут – в Корее проявление слабости сразу станет потерей лица, а следом – и головы.
Тем более что большая часть военных баз находится неподалёку от Демилитаризованной Зоны (ДМЗ) и Сеула. Это относится и к штабам – ВС США, ВВС США, 8-й сухопутной армии. Так, штаб всей группировки находится на бывшей базе японской императорской армии Йонгсан, в Сеуле. Штаб и основные части 2-й пехотной дивизии – в 27 км от ДМЗ на базе Кемп-Кейси. Штаб и основные силы авиагруппировки – на авиабазе Осанн в 85 км от ДМЗ, вторая авиабаза Кунсан находится в 240 км южнее Сеула. В общем, или артиллерией можно спокойно достать, или РСЗО. Можно ударить и тактическими ракетами. Если вовремя не рассредоточить людей и технику, потери в случае ответного удара могут быть огромными, даже если он не будет ядерным. А кроме ядерного у КНДР есть химическое оружие, вероятно, и биологическое.
Понятно, что с ядерным ракетным ударом по авианосной группе в море вряд ли что-то получится. Да, сейчас в море находятся российские и китайские боевые и разведывательные корабли, отслеживающие обстановку и вскрывающие расположение кораблей и подлодок США. Летают бомбардировщики и противолодочные самолёты. Есть вероятность, что эта информация может «утечь» в Пхеньян. Но удар баллистической ракетой, не имеющей самонаведения, причём пока не очень точной, может уйти в «молоко». Да и заряды у северян невелики по мощности – любое отклонение, и авианосец уже не утонет. Американские корабли хорошо переносят ударную волну. Для их поражения нужны более мощные заряды.
После подобного обмена ударами боевые действия вряд ли остановятся – война может начаться всерьёз. С уничтожением артиллерией Сеула и остальных доступных городов, попытками сторон прорвать сверхэшелонированную и укреплённую оборону в районе ДМЗ и, вероятно, ядерными ударами.
Не стоит забывать и о других возможностях КНДР. Например, их силы специального назначения насчитывают более 100 тыс. человек. В эти силы включены бригады снайперов (снайпингу в КНДР уделяется особое внимание), лёгкие горные и легкопехотные части и непосредственно спецназ – диверсанты, разведчики различного уровня. У них есть средства вывода в районы работы, боевой опыт, а снаряжение куда лучше обычной пехоты.