Аргументы Недели Владивосток → Армия № 14(556) от 13.04.17

В небе Приморья

, 10:06

Три дня в небе над Варфоломеевкой, Черниговкой и Центральной Угловой слышался рёв двигателей, а за воздушными боями, виражами и фигурами сложного пилотажа наблюдали не только члены судейской коллегии во главе с начальником авиации-заместителем командующего армии ВВС и ПВО Восточного военного округа полковником Олегом Соловьёвым, но и товарищи конкурсантов, и местные жители. За право выйти на всероссийский этап «Авиадартса» боролись лётчики истребительной, штурмовой, бомбардировочной и армейской авиации – всего 27 экипажей, победивших в своих авиаполках и соединениях.

 

- В такого рода конкурсе всё очень важно, начиная с теоретических знаний пилота и его физической подготовки,  – рассказывает старший лейтенант Павел Перевалов, одержавший в паре с ведущим лётчиком 1-го класса капитаном Сергеем Казаковым победу на самолётах Су-35С. – Но решающим, конечно, стал наш бой с экипажами капитанов Юрия Балашова и Игоря Подзигуна – они прилетели в Приморье на своих Су-30СМ с аэродрома «Домна» из Забайкалья. Мы заняли зону дежурства на расстоянии от условного противника до восьмидесяти  километров и, едва поступила команда с КП, развернулись на боевой курс, приступили к самостоятельному поиску. Аппаратура многоцелевого истребителя позволяет эффективно выполнять действия по поиску, обнаружению противника, ведению воздушного боя. Я летал прежде на Су-27СМ, Су-30СМ – тоже отличная техника, но в этой машине сосредоточенно всё самое новейшее, что создали наши конструкторы. Оборудование выдаёт больше информации для пилота, расширенные экраны помогают быстрее её воспринимать, ну а более мощные двигатели с управляемым вектором тяги – вообще отдельная песня! В общем, на этом типе самолёта мы имели меньше потерь, чем наши соперники из Читы. В бою на средних высотах – в диапазоне от трёх до пяти тысяч километров – капитан Казаков «сбил» ведомого условного противника, но и сам был при этом «поражён». Мне же удалось «сбить» машину  капитана Балашов и поставить точку в противоборстве.

 

Если сравнить качество выполнения других заданий в рамках конкурса, то и здесь лётчики из авиаполка, дислоцированного под Владивостоком, в основном несколько опережали своих боевых товарищей из Забайкальского и Хабаровского краёв. Они были первыми по результатам проведения визуальной воздушной разведки, сложного пилотажа на малых высотах, в боевом применении. Однако уступили экипажам капитанов Юрия Балашова и Игоря Подзигуна при выполнении элементов воздушной навигации.

 

- Наряду с воздушным боем своей сложностью отличался, естественно, пилотаж, – продолжил разговор один из героев второго этапа капитан Сергей Казаков. – Нужно было показать технику пилотирования в диапазоне высот пятьсот – три тысячи метров, выполняя ввод в восходящие фигуры на высоте не менее пятисот метров. При этом расхождение ведомого с ведущим всего пять – семь корпусов, если же допустишь большее сближение истребителей – штрафные баллы. Считаю, что  «Авиадартс» является определённым этапом по проверке нашей выучки, он демонстрирует  умения пилотов – то, как бы мы действовали, будь это реальные боевые действия. Вчера во время воздушного боя мне было необходимо лишь вовремя применить тактические навыки – первым поразить условную цель. У меня это получилось, следом не подкачал мой ведомый, поэтому наша пара одержала победу.

 

Капитан Казаков отнюдь не новичок в подобных состязаниях. В 2015 году он был ведомым у другого первоклассного лётчика – капитана Олега Платонова и вместе с ним на Су-27СМ выиграл армейский этап «Авиадартса». И на Всероссийских состязаниях в Липецке приморцы выступили достойно, хотя и не стали призёрами. В 2016 году в паре с Платоновым уже летал старший лейтенант Павел Перевалов, однако тогда они уступили лётчикам из Комсомольска-на-Амуре. Так что ныне, имея опыт выполнения заданий конкурса и всё больше отдавая сил подготовке к участию в новых этапах, новая слётанная пара ставит перед собой самые высокие цели.

 

- По решению судейской коллегии летом в Крым с приморцами полетят и экипажи с аэродрома «Домна», завоевавшие здесь второе место, – рассказал полковник Олег Соловьёв. – В их составе, кроме капитанов Юрия Балашова и Игоря Подзигуна, штурманы старшие лейтенанты Никита Подковыров и Вадим Ким. Также наше объединение будут представлять на Всероссийском этапе конкурса экипажи самолёта Су-24Мпод командованием капитана Айзата Насыбуллина, Су-34 – капитана Михаила Жерлицына, Су-24МР – капитана Ивана Белашова, пары капитана Евгения Коваленко на Су-25СМ, капитана Сергея Новгородского на вертолётах Ка-52 «Аллигатор» и майора Алексея Алешина на Ми-8АМТШ «Терминатор». Все они сегодня отличились на втором этапе «Авиадартса».

 

Как отметил руководитель соревнований, с каждым новым годом авиаторы Восточного военного округа добиваются и более заметных успехов. Если на «Авиадартсе-2014» на самолёте Су-27СМ они заняли четвёртое место, то в 2015 победили на Всероссийских соревнованиях на вертолёте Ка-52, стали призёрами на Су-25 и Су-24. А на завершающем, Международном этапе лётчики завоевали «серебро» на «Аллигаторе», на Су-25СМ и Су-24М2. Победным был и 2016, когда пары истребителей Су-30СМ из Забайкалья и Су-35С из Хабаровского края одержали яркие победы в финале «Авиадартса».   

 

- В тот период шло перевооружение наших частей, –  рассказывает Олег Соловьёв, – и лётный состав, досконально изучая и испытывая новые самолёты на полигонах, одновременно рос в профессиональном плане. Эта упорная работа, как видим, не прошла зря. Сейчас наши товарищи на равных соревнуются с лучшими экипажами Вооружённых Сил и умеют побеждать.

 

Константин ЛОБКОВ    

Фото автора и из архива части 

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram