Аргументы Недели → Армия № 48(539) от 8.12.16

«Десять сталинских ударов» в Алеппо

, 08:38

На этой неделе продолжилась операция по освобождению Алеппо. Армия Сирии, Силы национальной обороны (СНО), регулярные части «Хезболлы» и КСИР Ирана во взаимодействии и под координацией Объединённой группировки войск российской армии продолжили вытирать зелёное пятно с карты Алеппо. Сейчас можно уверенно утверждать, что вместо котла в восточном Алеппо остался «котелок» в юго-западной части города. Судьба его решена.

Растаскивание по углам

Именно так можно охарактеризовать ту тактику, которая применялась при ликвидации северной и южной частей алеппского котла. Удары сирийских войск и их союзников наносились в разных местах так, чтобы не было понятно, где именно будет главный. Противник замучился перебрасывать скудные резервы то на север, то сразу на юг, то на восток, то на запад. Между прочим, такая тактика очень характерна для отечественной военной мысли. Примером такого растаскивания, только в более глобальном масштабе, является военная кампания 1944 года. Речь о тех самых «Десяти сталинских ударах», наносимых последовательно на сильно удалённых друг от друга участках огромного фронта.

В результате стало понятно, где у боевиков крепкая оборона (там не надо биться головой о стену), а где её почти нет. Плохую службу боевикам оказала и расслабляющая, не менявшаяся годами обстановка. Во многом это было следствием негласного сговора об имитации войны между относительно вменяемыми боевиками и наиболее ленивой частью Сил национальной обороны, разных местных милиций и кого-то из армейцев. Многие, например, не видели особых перспектив победы и хотели просто выжить. Хотя на других участках в Алеппо военные медленно, но верно продвигались. И вот ситуация изменилась. Российскому и сирийскому командованию удалось «расшевелить болото», дав людям понять, что надо воевать за победу, и победа будет скоро. Пришлось перетряхнуть «ленивые» части, приведя их в боеспособное состояние или вовсе заменив.

Котёл агонизирует 

Сначала оставшуюся часть котла побеспокоили с юга, атаковав район Шейх-Саид и практически взяв его. Но затем из-за серьёзного сопротивления и невозможности закрепиться отошли. После этого удары были нанесены с востока, а затем и с севера, из только что освобождённых районов. Это было не очень ожидаемо противником, так как между районами боевиков и позициями сирийских войск находилась открытая и отлично пристрелянная террористами местность.

Удары с востока и севера привели к тому, что сначала пали районы с расположенными там крупными зданиями госпиталей, очень удобные для контроля прилегающей местности. Затем молниеносно пал крупный район на севере котла, после чего на карте он принял форму «головы зайца с ушами». Такая конфигурация образовалась из-за удерживаемой войсками Асада и полублокированной цитаделью Алеппо в старом городе. Когда наступающим войскам до старинной крепости осталось несколько сотен метров, обитателям «ушей зайца» стало ясно, что дело пахнет керосином. Они сразу вспомнили о том, как хорошо переехать в Идлиб. «Заяц» не просуществовал на карте и суток, лишившись и «ушек», и «головы».

Сдача старого Алеппо 

Весь старый город Алеппо был освобождён, деблокирована и цитадель, которую геройски все эти годы оборонял немногочисленный гарнизон сирийского спецназа. Стены старой крепости были построены на совесть, и, что бы террористы ни делали, взять её они так и не смогли. Для снабжения крепости сирийцы использовали вертолёты. Иногда туда прорывались колонны, а потом был прорыт тоннель.

Освободили и Великую мечеть Алеппо, называемую также мечетью Омейядов. Там,по преданию, похоронен пророк Захария, который почитается в христианстве и исламе. Расположенная близ цитадели Алеппо мечеть постройки VIII века сильно пострадала от артобстрелов и действий террористов. В ходе боёв была взорвана одна из стен, подорван минарет, которому 11 веков. В Сирии есть и другая Великая мечеть Омейядов в Дамаске. Там покоится голова Иоанна Крестителя.

Штурмовые отряды пехоты и спецназа вместе с бойцами армии «Хезболлы», иранцами и под управлением российских военных двигались, как и положено, по ключевым магистралям. Одновременно другие силы создавали боевикам «клещи», из которых они могли выскользнуть, лишь откатившись. В воздухе стоял непрерывный гул двигателей авиации ВКС и ВВС Сирии. Замечены наши самолёты Су-34, Су-24М и даже вертолёты Ка-52. Были постоянно слышны и видны разрывы тяжёлых авиабомб. Не жалела снарядов и артиллерия.

Боевикам, у которых остался минимум бронетехники, противотанковых средств и боеприпасов, было попросту нечего противопоставить «сталинским ударам». Их оборона развалилась, часть террористов сдалась в плен, несколько сотен уже уехали с личным оружием в Идлиб. Остальные бежали в ещё контролируемые районы. Северная и восточная части остающегося «котелка» в итоге были попросту сданы. Боевики вышли через турецких посредников на наше командование и согласились на условия сдачи, которые за день до этого ещё отвергали.

Скорее всего, оставшиеся джихадисты, у которых есть шанс уйти в Идлиб живыми, тоже сдадутся. А вот у «Нусры» или у режущих головы детям и убивающих русских врачей террористов из «Нуретдин-ас-Зинки» – это не получится. Они будут сопротивляться до последнего, так как в плен не возьмут.

В настоящий момент в контролируемой сирийской армии части Алеппо идёт празднование освобождения, люди радуются, гудят сигналы машин, военные стреляют в воздух.

Военное преступление и обыкновенное лицемерие

Стоило российским военным развернуть свой передовой госпиталь в паре километров от линии фронта, как его буквально на следующий день обстреляли из 120-мм миномёта. Наше МО сразу же обвинило в этой акции покровителей боевиков из США и ряда европейских стран. Мол, они снабдили боевиков точными координатами.

Нашлось и кому скорректировать огонь, когда первая мина легла неточно. Следующая серия мин была куда точнее. Они попали в приёмный покой палаточного госпиталя, что привело к гибели военных медсестёр Надежды Дураченко и Галины Михайловой из Биробиджанского филиала 301-го окружного военного госпиталя ВВО в Хабаровске. Также был тяжело ранен и.о. завкафедрой детских болезней ВМА им. Кирова в Санкт-Петербурге, главный педиатр МО РФ Вадим Арсентьев.

Жертв могло бы быть намного больше – госпиталь ожидал больных детей из освобождённых районов, но они не успели вовремя. Похоже, кто-то очень хорошо знал, когда случится обстрел. Стреляли, кстати, всё те же головорезы из «Нуретдин ас-Зинки», долгое время считавшиеся в США «умеренной оппозицией».

Можно ли упрекнуть военное руководство, разместившее госпиталь так близко от котла? И да и нет. В Алеппо вообще немного мест, где его можно обустроить. Если расположить госпиталь слишком далеко от города, то местные не смогут туда добраться. С другой стороны, наши медики оказались уж слишком близко от боевиков, что облегчило им задачу.

То, что за врачей отомстят исполнителям, – не подлежит сомнению. Заказчикам отплатить будет сложнее, но способы тоже найдутся. Пусть и асимметричные. Но поражает безмолвие западной прессы по поводу этого события. У неё якобы «недостаточно информации для подтверждения». А Красный Крест вообще «отличился», обвинив в этом военном преступлении «все стороны конфликта». Ну не суки?

Куда после Алеппо? 

Очевидно, что после освобождения Алеппо война не закончится. Победа в «сирийском Сталинграде» высвободит несколько десятков тысяч отборных опытных солдат. Многое указывает на то, что их следующей целью станет провинция Идлиб. В эти дни авиация ВКС там беспрерывно атакует города и базы террористов. В деле участвуют самолёты и вертолёты авиагруппы «Адмирала Кузнецова», несмотря на досадную потерю Су-33 в результате обрыва троса аэрофинишёра, произведённого на Украине. Очевидно, готовится почва для нового наступления.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram