Как сообщил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, командование Альянса хочет подготовить значительную наземную группировку, способную сдержать мифическую «российскую агрессию». Он не назвал точных цифр, но бывший постоянный представитель Великобритании при НАТО Адам Томпсон заявил, что целью является перевод на усиленный режим службы 300 тыс. военнослужащих в течение двух месяцев. В настоящее время для развёртывания такой группировки требуется до 180 дней. О чём же речь?
Готовый-неготовый Альянс
История с вооружёнными силами НАТО напоминает известный и не очень приличный анекдот о разнице между теорией и практикой. Так вот, в теории у Альянса чуть ли не 3 млн человек во всех армиях стран НАТО. Из них значительно более миллиона только сухопутных сил. С техникой, правда, всё выглядит куда менее красиво, а если разбираться с реальной боеготовностью – всё становится ещё печальнее.
Дело в том, что большая часть этих сухопутных войск боеготовными не являются, а реальный вес боевых подразделений (танковых, мотопехотных, десантно-штурмовых, артиллерийских и пр.) – невелик. По планам Альянса, первыми на будущую войну должны являться так называемые NRF – «Силы реагирования». Они состоят из штабной компоненты, сил немедленного реагирования и резервной компоненты.
Их численность ранее была определена в 25 тыс. бойцов, которые выделяются всеми странами НАТО и даже некоторыми «сочувствующими» вроде финнов и украинцев (отметившихся там ещё при Януковиче). Недавно на фоне тренда «борьбы с путинской агрессией» их было решено нарастить до 40 тыс., а Силы немедленного реагирования в их составе – до 25 тыс. человек. Но это решение пока никто и не начинал выполнять.
В общем, для Альянса из 28 стран это просто смешно. При этом даже «немедленные» силы на самом деле не такие уж немедленные. Им требуется более 10 дней на развёртывание. Поэтому недавно было решено создать «ещё более немедленные» войска – VJTF («Совместная группировка очень высокой готовности»). Численность её определена аж в 4,5 тысячи. При этом сухопутная компонента составляет где-то чуть более тысячи человек. То есть одна батальонная тактическая группа со средствами усиления.
В теории она должна быть развёрнута через 5 суток после получения приказа, скажем, в Прибалтике. Вот такое буквально «эстонское» очень быстрое реагирование. Ведь именно за Прибалтику так льют крокодиловы слёзы в НАТО, живописуя, как скоро несчастных прибалтийских любителей демократии, института «неграждан» и «дедов, которые воевали в СС», поработит «коварный Путин своими танковыми армиями и ордами чечено-бурятов». Если такое вдруг случится, то VJTF в лучшем случае останется или с честью погибнуть, или с достоинством сдаться. Как и положено цивилизованным европейцам.
Если завтра война
Но если вдруг конфликт разгорится и коварный русский медведь не испугается такой «мощи», то НАТО должно отмобилизовать аж 9 совместных армейских корпусов: объединённый армейский корпус; Еврокорпус, германо-голландский, испанский, итальянский, французский, турецкий, германо-датско-польский и греческий. Их численность и составляет те самые 300 тыс. человек.
Раньше для их первичного развёртывания отводилось 3 месяца, а для полного – полгода. Теперь этот срок хотят сократить до двух месяцев для полного развёртывания. Но основная проблема в том, что корпуса «бумажные». В реальности вряд ли они будут укомплектованы, какие решения ни принимай. Вряд ли при нынешних раскладах в Турции, от неё удастся дождаться корпуса. Как и от греков. Испанский, итальянский – под большим вопросом. Численность-то у стран есть, а вот боеспособных войск на корпус ну никак не собрать.
Есть ли нужное количество войск у Голландии или Дании? Разумеется, нет. Да и с Германией, которой придётся участвовать аж в 4 корпусах при численности сухопутных войск в 58 тыс., – вопрос очень интересный. Разве что корпуса получатся, как те 12 шапочек из одной овечки, которые в известной сказке пошил скорняк.
Вызывает сомнения и способность стран Альянса подготовить и сформировать корпуса даже по старым, долгим срокам, а по новым – и подавно. Но, вероятно, если потратить на решение этого вопроса лет пять упорной работы и финасирования, что-то решить удастся. Но всё равно не очень поможет. Дело в том, что сроки полного отмобилизования ВС РФ даже по «упрощённым» нормам времён реформ Сердюкова и Макарова, когда явной угрозы РФ не было, примерно сравнимы с желаемыми для Альянса. С тех пор мобилизационные требования корректировались в сторону ужесточения, а желаемая численность отмобилизованной армии – в сторону увеличения. Какого – неизвестно, но раньше считалось: не менее 2 млн человек.
Это если не говорить о том, что неизвестно ещё, что решит главный член НАТО сделать со всеми этими планами после победы Дональда Трампа. Он очень негативно относился к европейским «нахлебникам» из НАТО и может просто отказаться платить «бездельникам». Столтенберг признался, что хочет, чтобы США были мировым жандармом – но Трамп и слышать об этом не желает.