Постоянно нараставшая напряжённость в российско-турецких отношениях внезапно привела к неожиданному итогу. Эрдоган, который буквально мамой клялся, что ни за что и никогда не принесёт извинений России, внезапно переменил своё решение и извинился. Это вызвало шок у многих на Западе. А ведь совсем недавно Россия и Турция были недалеки от прямого военного столкновения. Что же случилось?
Добрым словом и пистолетом
В очередной раз подтвердилась мудрость, высказанная одним американским, как было принято писать в 90-е годы, «авторитетным бизнесменом»: добрым словом и пистолетом можно добиться большего, чем просто добрым словом.Политика Турции с восхождением «звезды» Реджепа Эрдогана, наряду с усилением экономики, армии, военной промышленности вела страну по типично украинскому пути, постоянно наступая на грабли. Турки последовательно испортили отношения со всеми соседями – Израилем, Сирией, Ираном, а затем и с Россией.Не говоря уже о греках или армянах, с которыми у турок в принципе не может быть нормальных отношений.
Причём если действия Анкары по дестабилизации и разрушению Сирии ещё шли в рамках американской политики, то в отношении России – нет. С одной стороны, США устроило, если бы российские ВС проучили зарывающихся турок, которые даже пытались шантажировать Белый дом. Но, с другой, полный разгром Турции в планы Вашингтона не входил. Это бы нанесло фатальный удар как по НАТО, так и по американскому влиянию. Но совершенно однозначно, что в случае порки турок поддержка со стороны США оказалась бы минимальной и совершенно символической. Анкара сама в этой ситуации была агрессором, и американцам не было нужно прямое военное столкновение с РФ из-за каких-то турецких интересов.
В свою очередь, турки, надеявшиеся, что «Запад им поможет» и «Америка с ними», внезапно выяснили, что их возможное вторжение в Сирию приведёт к ответным ударам крылатыми ракетами Х-555, Х-101, «Калибр» и баллистическими «Искандер-М». А также авиацией, ствольной и реактивной артиллерией со стороны России, Сирии и Ирана. Сценарии могли быть разными – от локального «перевоспитания» до куда более массированного. Вплоть до атаки на всю глубину территории.
Турки явно не хотели становиться очередной «лакмусовой бумажкой» для аналитиков в Пентагоне, которые бы на их печальном примере выяснили, насколько армия России усилилась за последние годы. Это было видно даже по тому, что Анкара прекратила полёты своей авиации в приграничной полосе с Сирией, опасаясь, что будет найден повод отыграться за ноябрьский «удар в спину». С другой стороны, становилось ясно, что Россия не допустит разгрома сирийской армии теми методами, которые использовались турками ранее, – через поддержку умеренных и неумеренных, зелёных и чёрных террористических армий.
К тому же российские экономические санкции быстро начали приводить экономику Турции к нужному знаменателю – пробитую ими дыру в бюджете закрыть попросту нечем. В Москве это понимали, поэтому наши меры военного характера в Сирии (вроде усиления авиагруппировки, построения мощной системы ПВО и доставки «Искандеров») были рассчитаны на удержании Турции от фатального для неё хода. Кроме того, начатая Эрдоганом нынешняя кампания в отношении курдов в Турции не принесла нужного результата. Военные возможности ополченцев РПК растут, в чём Анкара также обвиняла Россию.
Проблемы урегулирования
В итоге растущая изоляция и горящая под ногами земля вынудили «султана Реджепа» растоптать свои же собственные заявления и пойти на покаяние. Правда, ещё требуется посмотреть, как он будет выплачивать компенсацию за самолёт или наказывать виновников. Вопрос с виновниками особенно интересен – начинать ему пришлось бы с себя или хотя бы с бывшего премьера Давутоглу, который признался, что отдал приказ сбить наш самолёт. А также начальника турецкого генштаба или командующего ВВС. Или же он ограничится местными «стрелочниками»? Возникает вопрос, насколько Россия будет готова закрыть глаза на то, что список приносимых в жертву окажется неполон.
Интересно также, что турки даже предложили России для борьбы с ИГИЛ воспользоваться базой НАТО «Инджирлик», но затем дезавуировали своё заявление. Однако если найти изначальный текст заявления главы МИД Турции Чавушоглу в оригинале, можно понять, что такое предложение прозвучало, хоть и завуалировано. Очевидно, это был камень в огород американцев. Турки уже не в первый раз шантажируют США этой базой.
Сольёт ли Эрдоган своих бандитов?
Ключевой причиной обострения отношений является поддержка Турцией «Нусры» и прочих бандитов. Надо понимать, что основное, что нужно России, – изменения именно на этом направлении. Некоторые подвижки уже есть. Ещё до принесения извинений в ходе наступления армии Сирии в горах Латакии были разгромлены бандформирования. При этом турки не дали им отступить на свою территорию. Возможно, это было сделано Анкарой с целью доказать серьёзность намерений Москве. Ведь именно из-за бомбардировок тех самых туркоманских бандформирований Анкара и сбила наш самолёт.
По сообщениям даже западной прессы, например FinancialTimes, свёртывание поддержки «зелёных» турками уже началось. Как и сворачивание таких же операций с ИГИЛ. Турция, конечно, не объявит об этом официально. Для Эрдогана это то же самое, что для Порошенко заявить о признании ДНР и ЛНР и отводе войск из Донбасса.
Для Анкары это потеря лица, а для Эрдогана лично – утрата поддержки националистических кругов, на которые он опирается. Поэтому он будет «сливать» своих протеже втихую. Если, конечно, будет. Одновременно в Турцию поступил запрос из Грозного, с просьбой выдать целый ряд чеченских террористов в Россию. Вот и посмотрим, как он поступит.
Верить можно только пистолету
Понятно, турки будут юлить. Им жалко своих вложений в бандитский проект. И не факт, что они не упрутся и всё опять не начнётся по новой. Для лучшего понимания кроме пряника в виде снятия запрета на туризм остаётся и кнут – санкции по всем остальным пунктам никто пока не отменял. Сейчас лишь «прорабатывается вопрос их постепенной отмены». Судя по всему, скорость проработки будет зависеть от понятливости турок.
Следует понять – о полном примирении с Анкарой даже при полном удовлетворении открытых и скрытых требований Москвы речь всё равно не идёт. Восстановление отношений – да, но не доверия. Доверия с Турцией больше быть не может. По крайней мере, не с этим руководством. Россия куда больше доверяет своим военным группировкам на южном стратегическом направлении. Как говаривал один из лучших российских императоров, армия и флот – основные союзники России. Ничего не изменилось за целый век.