Пока самолёты, вертолёты и беспилотные аппараты ВКС России совместно с ВМФ и обеспечивающими операцию противовоздушными и наземными частями громят умеренных и неумеренных бандитов в Сирии, в НАТО озабочены. Озабочены не только успехами нашей авиации, но и тем, что теперь в определённых регионах «чёртовы русские» могут не позволить делать что хочется.
Вне зоны доступа
В последнее время почти одновременно из уст ведущих натовских военных руководителей посыпались похожие заявления. Речь идёт о командующем группировкой ВС США в Европе генерале Филиппе Бридлаве и командующем сухопутными войсками США в Европе генерале Бене Ходжесе.
Ходжес по итогам Крымской операции ранее неоднократно расточал справедливые дифирамбы армии России. В этот раз он заявил, что размещённые Россией в Калининградском особом оборонительном районе (КОР) силы и средства воздушно-космической обороны, средства РЭБ и дальнобойные береговые противокорабельные ракетные комплексы (ПКРК) способны лишить НАТО доступа к Балтийскому морю. И на воде, и в воздухе. Подобные комплексы сил и средств западные генералы называют столь любимым американскими военными зубодробительным сокращением A2/AD. Расшифровывается это как «зона ограничения/блокирования доступа». В общем, попав туда, натовские абоненты могут навеки стать недоступными для звонка. Это их печалит.
Также Ходжес сказал, что после восстановления своей юрисдикции над Крымом Россия способна проделать подобное и на Чёрном море. А после появления нашей группировки в Сирии – с Восточным Средиземноморьем. И дело тут не только в авиационной группе ВКС, а в противокорабельных ракетах и противовоздушных и противоракетных системах большого радиуса действия. Речь идёт о ЗРК С-400. В его присутствии в Сирии уверены американцы, но Россия про это помалкивает. А также о мощных средствах РЭБ – новейшем комплексе «Красуха-4», «засвеченном» на базе «Хмеймим».
Также Ходжес отметил, что США не имеют в Европе достаточно сил и особых перспектив для их радикального наращивания. Нет, заметил генерал, и достаточной сети складов с запасами имущества и техники. Они были расформированы в начале века.
Практически в унисон высказался и Бридлав. Только он добавил, что Россия способна «ограничить свободу мореплавания и полётов» и в Арктике. То, что Россия имеет право закрыть доступ в свои полярные владения, а не в чьи-то ещё, в голове генерала, видимо, не укладывается.
Основания для беспокойства
Беспокойство американских генералов имеет под собой реальную почву. Действительно, наличие на передовых рубежах ЗРК большой дальности, способных к перехвату одновременно десятков почти любых аэродинамических и баллистических целей на дистанции в несколько сотен километров, как и наличие там же береговых противокорабельных дальнобойных комплексов со сверхзвуковыми малоуязвимыми ракетами, может принести НАТО массу неприятностей. ЗРК вместе с истребителями-перехватчиками и прочими средствами ПВО могут не дать даже взлететь самолётам противника с приграничных аэродромов.
А береговые ПКРК с радиусом под полтысячи километров перекрывают все подходы к основным военно-морским базам и портам противника. Конечно, это возможно при условии налаженной системы разведки воздушных или надводных целей. К примеру, радиус действия «Искандеров» составляет 500 км, а ПКР П-800 «Оникс» несколько меньше. Максимальная досягаемость ЗРК С-400 по аэродинамическим целям – 250–400 км.
В итоге из Крыма можно утопить любой военный корабль или эскадру сразу же на выходе из Босфора. Спрятаться в море противнику будет почти негде, тем более такие же ПКРК «Бастион» с «Ониксами» находятся и на побережье Краснодарского края. Не стоит забывать и о ПКР «Вулкан» на ракетном крейсере «Москва» с куда большей дальностью. И о прочих новейших единицах флота – подлодках, фрегатах и корветах, оснащённых крылатыми ракетами «Калибр» 3М14. При этом самолёты можно сбивать на чуть меньших дальностях, а наземные аэродромы и базы НАТО будут под ударом «Искандеров» даже на северном побережье Турции вплоть до Босфора, берегах Болгарии и Румынии.
На Балтике ситуация не лучше. Под потенциальным ударом находятся практически вся Польша и кусочек Германии. В море почти неуязвимые «Ониксы» смогут утопить всё, что пройдёт чуть дальше германского города Штральзунд.
В Арктике планы РФ восстановить часть старых и построить новые военные базы позволят создать прочную цепь «незримых крепостных стен и вполне видимых башен». Пройти её будет стоить НАТО огромных потерь даже без вмешательства наших основных сил береговой авиации и Северного флота. Кроме того, авиации и флоту Норвегии, в случае конфликта, будет крайне сложно добраться до своих северных баз или уйти оттуда.
Так же дела обстоят и со Средиземноморьем. Появление мощной межвидовой базы в Сирии сильно изменит баланс сил в восточной части моря и этом регионе. А если среди наших авиационных сил там появятся дальние бомбардировщики-ракетоносцы – то американцы и вовсе будут должны вести себя очень осторожно.
Ответный ход
Но позвольте, что плохого делает Россия? Чем наши действия отличаются от западных? НАТО десятилетиями занималось тем же самым, создавая преграды для советского флота и дальней авиации. Например, стоит вспомнить «Фареро-Исландский противолодочный рубеж»,преодоление которого незамеченным было не самой простой задачей для советских подводников до появления сверхмалошумных субмарин 3-го поколения. Также существуют рубежи против нашего флота и авиации в Норвегии, Дании и других местах. И не только средства ПВО (пусть и не такие, как С-400, но достаточно опасные) или ПЛО составляют вооружение этих рубежей, но и противокорабельные ракетные батареи и многое другое. Конечно, СССР и РФ обогнали остальные страны в создании крайне малоуязвимых ракет, но на Западе это с успехом компенсируют их количеством.
Американцы сами всё время пытаются обложить нашу страну своими базами, как волка флажками. Теперь пусть не удивляются, что «загнанной» дичью оказался здоровенный медведь с современным оружием и набором флажков уже для охотников. Какой мерой меряешь – такой тебе и навешают.
В чём причины панических заявлений
Первая – это вербальное воздействие на публику и конгрессменов с сенаторами, для увеличения финансирования армии США. Тут возможны некоторые подвижки, хотя в целом для американских сухопутных сил перспективы не очень радужные – сокращение расходов и численности будет продолжено.
Вторая причина – повышение градуса истерии призвано «расшевелить европейское болото», которое в военном плане совершенно не желает «вставать с колен». Попутно Вашингтон рассчитывает вытряхнуть очередные «сольдо для котов Базилио» из штаба НАТО в Брюсселе. Но дело в том, что, поддерживая необходимость укрепления альянса «перед лицом агрессора» на словах, ведущие европейские страны не хотят предпринимать затратных шагов и ограничиваются полумерами. Тем более что теперь необходимо кормить ещё и миллион беженцев. В общем, европейцы не очень рвутся оказывать финансовую помощь заокеанским учредителям. Какие-то взносы возможны только из-под палки.
Патриотический порыв по повышению военных расходов кучки младонатовцев вроде прибалтов или поляков на общей боеспособности европейских армий НАТО почти не скажется. Да и сами американцы серьёзных мер не предпринимают – размещение комплекта бронетанковой бригады, размазанного, как икра у жадной хозяйки, по 7 странам, мало что меняет. Общество в США не рвётся защищать европейцев, которые ничего не хотят делать для этого сами. Да и совсем портить отношения с РФ не хочется. Тот же Ходжес закончил свой недавний спич словами, что Россия нужна «миру» (традиционно под «миром» подобные субъекты имеют в виду США и ближайших сателлитов). В частности, для борьбы с исламским экстремизмом и для прокладки транспортных маршрутов через полюс.
Тогда непонятно, почему США так недовольны нашей операцией в Сирии и чем им не нравится улучшение ситуации с безопасностью в полярных водах, ввиду появления там большого количества аэродромов и баз.