В последние дни ленты новостей переполнены информацией о том, что Россия якобы перебросила свои воинские части в Сирию. И даже уже использует их в боях против «Исламского государства». Волна слухов дошла до Госдепа, который выразил серьёзную обеспокоенность. Причём факты действительно есть, но интерпретировать их можно по-разному.
Резкая активизация «Сирийского экспресса»
Первое, на что обратили внимание наблюдатели, – это резкая активизация рейсов так называемого «Сирийского экспресса». Если брать период с начала года, то число проходов в южном направлении только больших десантных кораблей (основных рабочих лошадок «экспресса») ВМФ России через Босфор составляет 40, с начала лета – 20. Из них 10 за период с 8 августа, то есть четверть трафика. Подобные периоды резкой активизации случались и ранее и объяснялись обострениями войны в Сирии и удовлетворением срочных запросов Дамаска по поставке вооружений.
Можно также вспомнить период «околосирийского» военного кризиса 2013 г., когда к Сирии были стянуты крайне солидные силы нашего флота, составлявшие до 24–32 вымпелов. К тому же БДК ходят в Средиземное море не только для доставки грузов в порты Тартус и Латакия.Но и патрулируют в том районе с морской пехотой и техникой на борту. Очевидно, на случай чрезвычайных обстоятельств, требующих вмешательства.
Разглядывая палубы
Но данный период активизации сразу возбудил подозрения. И вот почему – корабли шли не просто загруженные «под завязку». Техника располагалась не только в десантном трюме, но и на верхней палубе, чего раньше не наблюдалось. Причём её часть была без чехлов, и глазастые «военные папарацци» углядели там и штатные БТР-82А, и «легендарные» (из-за украинских событий прошлого года) зелёные КамАЗы, и броневики «Тигр».БТР-82А на палубах, идущих в Сирию БДК, укомплектованы спасательными кругами. Это вряд ли бы кто-то стал делать на экспортируемой машине. В нашей армии такие круги имеются лишь на БТР морской пехоты.
Причём БДК в настоящее время идут через Босфор с расчётами корабельной артиллерии на боевых постах в полной выкладке, с пулемётчиками, автоматчиками и снайперами морпехов на палубе. И с поднятым на сигнальных фалах флажком Tango. В международном своде сигналов он означает «Держитесь от меня подальше – я несу трал». Очевидно, это нужно для того, чтобы кораблям не мешали катера с ушлыми репортёрами и фотографами.
Недавно к «экспрессу» присоединился паром-ролкер «Александр Ткаченко»,заставленный военной автомобильной техникой. Он направился в египетский Порт-Саид. Туда, кстати, теперь регулярно заходят корабли российской средиземноморской эскадры. Но в данный момент его курс больше похож на тот, которым следуют в Сирию.
А следом за ним прошло судно-килектор КИЛ-158 Черноморского флота, также заставленное зачехлёнными автомобилями, военными грузами и чем-то вроде цистерн или больших поплавков. Учитывая то, что килекторы используются на расчистке фарватеров и прочих подъёмных подводных работах, вероятно, что КИЛ‑158 будет производить расширение тартусского ПМТО. Его просто догрузили, что называется, с оказией.
БТР-82А и русская речь
В августе в Сети появилось видео боестолкновения частей армии Сирии с боевиками где-то на севере провинции Латакия. При просмотре удивлённые знатоки обнаружили БТР-82АМ российского производства, бодро расстреливающего из своей 30-мм пушки бандитов в горах. Кроме него на видео даже иностранцы услышали русскую речь – радиообмен с указаниями по ведению огня, перемещению и выдачей указаний каким-то абонентам с позывными типа «Павлин» или «Филин». Также упоминались русские имена.
Собственно, наличия советников и технических специалистов из армии России в Сирии никто и не скрывал. Но никаких фактов, указывающих на их непосредственное участие в боях, нет. Поэтому данное видео никоим образом не является доказательством.
Не брат ты мне, гнида...
Кроме морского экспресса работает и воздушный. Военные борты летают через Каспий, Иран и Ирак. Там же летают и сирийские транспортные самолёты. А борты МЧС и зафрахтованные частные – через Болгарию и Грецию. И если раньше летали очень редко, то сейчас постоянно.
Россия уведомила Грецию и Болгарию, что планирует совершать гуманитарные рейсы до 24 сентября. Тут же вмешались американцы, заподозрившие, что гуманитарные грузы могут быть и военными. Греки американцев «послали», а вот липовые «братья» из Болгарии – нет. София отказала нам на основании подозрений о военном характере грузов. Это вынудит Россию эту часть авиатрафика направлять через ирано-иракский коридор.
Впрочем, такой демарш неудивителен на фоне других действий Болгарии. Да и вообще якобы «братское» государство не вело враждебной России политики только во времена социализма и Варшавского договора. В обеих мировых войнах Болгария была на противоположной стороне. В связи с чем, подзаголовок с фразой Данилы Багрова из фильма «Брат» представляется уместным.
Впрочем, воздушного «моста» это не остановило, и среди вереницы Ил-76 засветился даже огромный Ан-124 «Руслан».
Российская позиция – ни да, ни нет, но намекаем
Официальная российская позиция сейчас состоит в том, что мы заявляем о намерении расширить помощь Сирии оружием и техникой и продолжить обучение сирийских военных. Насчёт прямого участия в войне против ИГ, мол, определяемся и консультируемся с «партнёрами» и союзниками. При этом Россия чётко заявляет лишь одно – в коалиции, возглавляемой США, мы участвовать не будем. Если и будем действовать, то лишь вместе с сирийцами. Хотя координации усилий с коалицией, конечно, вряд ли удастся избежать. Но намёки на участие тем не менее делаются. Американцы уже делают вбросы в СМИ, что русские их уже предупредили о готовности присоединиться к боевым действиям не позднее конца месяца.
Разговорчики в строю
Между тем сирийцы, не скрываясь и радуясь, пишут, что российские военные не только прибывают с оружием и техникой, но и ведут активное строительство. Причём оно идёт не только в районе Тартуса, где ещё пару лет назад были предусмотрены расширение ПМТО флота и превращение его в пункт базирования (ПБ). Но и якобы в районе городка Хмаимим, между Латакией и Тартусом.
Этот город окружён мощными сирийскими военными базами, в том числе ПВО. Рядом с ним расположен международный аэропорт им. Басиля Асада (старший сын Хафеза Асада, который должен был занять его пост, но погиб в 1994 г.). Это авиабаза сирийских ВМС.
Именно там якобы и ведётся строительство военной базы для ВС РФ. Ряд источников указывают, что сейчас экстренно строится крупный учебный центр, где российские инструкторы будут массово обучать сирийцев. У иранцев и наших военных есть ряд претензий к выучке личного состава и младшего офицерского звена некоторых частей армии Сирии. За несколько лет войны они до сих пор не отучились делать дурацкие ошибки.
Да, многому они научились сами. Многому, например, тактике городских боёв малыми группами или минированию, их учат ливанские инструкторы из «Хезболлы» или иранцы из сил «Кодс» КСИР. Но многому можно научиться только у наших военных.
Также высказываются предположения, что там будут размещены и авиационная группировка ВКС РФ, и средства дистанционного поражения (такие, например, как «Смерч» или дальнобойная артиллерия), со средствами разведки и целеуказания. Ведь сирийцам не очень нужны, скажем, российские механизированные соединения – у них есть кому воевать. А если не хватает, то иранцы и ливанцы помогут – шиитскими отрядами или же своими специалистами. Но возможности и уровень российских средств разведки и поражения недоступны ни сирийцам, ни иранцам.
Разумеется, и учебный центр, и аэродром потребуют прикрытия от ударов с воздуха, средств обороны и сил для охраны. Это сразу сделает призрачными надежды Турции на более открытое вмешательство в сирийскую войну. Если все слухи верны, то это означает, что сейчас наблюдается подготовка к развёртыванию такой инфраструктуры. Так ли это или сирийцы выдают желаемое за действительное – скоро узнаем.