Под конец года, пользуясь паузой на фронтах Новороссии, можно подвести итоги. Не всей войны, а её первого раунда. Многие эксперты уверены, что сейчас мы наблюдаем лишь передышку. Насколько долгую – большой вопрос.
Усталость от войны и подготовка к войне
Украинские военные устали от войны. А вот П. Порошенко от курса на силовой захват Донбасса даже на словах не отказывался. Он не скрывает, что перемирие – лишь передышка. Хотя на деле как раз украинский президент должен понимать, что следующая попытка наступления ВСУ окажется последней. Армия Украины пусть и немного отошла от жуткого летнего разгрома, но и по оснащённости техникой, по кадровому состоянию, по моральному духу – лишь жалкая тень самой себя начала июля. Тогда Киев имел на фронте 40 батальонных тактических групп (БТГ) – они были относительно укомплектованы техникой. Поэтому казалось, что у тогда ещё слабо вооружённого ополчения нет никаких шансов.
Сейчас армия Новороссии непрерывно усиливается техникой и вооружением. Она переформировывается в настоящие войска по относительно современным лекалам: ориентация на ВС РФ не самого нового облика, с местной спецификой. Проходит обучение и боевое слаживание.
Но даже если это понимает сам П. Порошенко, то следует учитывать, что свою армию и страну он контролирует куда хуже, чем это делает американское посольство. А США в целом плевать, что будет с Украиной и её населением. У американцев другие задачи – максимально «нагадить под дверь» России.
Поэтому ничего исключать нельзя – в том числе и нового наступления ВСУ. Этого желают и командиры добровольческих батальонов, которые пролезли в Раду и могут говорить о войне не из окопа, а из кресла в Киеве. Но им, несмотря на всю браваду, очень страшно в душе – они-то помнят, что случилось летом и осенью. К тому же в войсках всё сильнее идёт брожение – люди требуют ротации, «дембеля» и выплаты денежного довольствия, обеспечения зимней формой. Причём, как только стрельба поутихла, тихое недовольство вылилось наружу. Кроме того, безделье при плохом управлении порождает «рукоделье» – в войсках цветёт махровое пьянство, рэкет и бандитизм.
Надо проводить ротацию – но на кого менять? Новая мобилизация явно будет ещё «успешнее» третьей волны, когда из 60 тыс. на бумаге в части попало лишь 8. И всё же украинцы продолжают готовиться к продолжению войны – роют, пусть и безграмотно, подобия укреплений. Восстанавливают любую, даже самую антикварную технику. «Кинули» уже почти всех имевшихся иностранных заказчиков военной техники – передав подготовленное для них оружие ВСУ и нацгвардии. Пытаются скупить по миру любой хлам, гордо зовущийся бронетехникой, вроде 75 английских списанных бронемашин «Саксон», годящихся разве что для полиции.
Республики также не устраивает сложившееся положение и занимаемая ими территория. По сути, они контролируют агломерацию «Большого Донбасса», и то не полностью. Вне их контроля важный транспортный узел Дебальцево, важные населённые пункты Счастье, Северодонецк, Лисичанск, Славянско-Краматорская агломерация и важный портовый и промышленный город Мариуполь. Это не говоря о сельских районах севера Луганщины. В общем, никто не скрывает, что намерен вернуть эти территории либо мирным путём, либо постепенно «отжимая» их у слабеющей Украины.
Но есть и сдерживающие факторы – необходимость обеспечения населения, восстановления инфраструктуры, вероятная холодная зима. В общем, пока украинская армия готовится как к зимовке, так и к обороне и вероятной атакующей «вылазке»». Поэтому армия Новороссии ожидает любого сценария.
Воевали-воевали – и навоевали
Итоги кампании 2014 г. для армии Украины просто катастрофические. Главная цель – раздавить Донбасс – не выполнена. Армия понесла жуткие потери в живой силе. Цифрам официальных потерь – менее 1,5 тыс. убитых – не верит и сам Порошенко. Говорят, ещё в начале осени он сообщил на закрытом заседании Рады о 16 тыс. убитых. Называются и иные цифры – 8–10, 12–13 и даже 20 тысяч. Сколько реально потеряно людей во всех формированиях – не знает никто. Если в ВСУ или нацгвардии вёлся хоть какой-то внутренний учёт потерь, то в добровольческих батальонах ВСУ, МВД и ДУК (Добровольческий украинский корпус «Правого сектора») личный состав толком не считали.
Кроме того, абсолютное большинство скрытых убитых спрятано в численности дезертиров. Их якобы не более 10% от численности ВСУ, как заявляют в Киеве. Это даёт цифру порядка 17 тыс. человек. Но сколько из них реально «сделали ноги», а сколько «приготовились к земле» – неизвестно. В любом случае армия Украины потеряла за полгода народу больше, чем российские войска за две войны в Чечне и период после второй войны. Киев понёс потери, сравнимые с Афганистаном. Причём основная часть была убита в котлах и сражениях июля-августа, то есть всего за два месяца.
Потери в технике – под стать потерям в людях. ВСУ безвозвратно утратили (уничтоженными, захваченными, отданными в обмен на выход из котла, эвакуированными, но списанными по невозможности ремонта или каннибализированными на запчасти), по разным оценкам, 200–300 танков. Примерно на 150 из них имеются фото или видео. Лёгкой бронетехники было безвозвратно утрачено в несколько раз больше. Ещё больше техники поломалось или было повреждено. Теперь она стоит и ждёт ремонта – мощности по восстановлению у Украины слабоваты. Да и запчастей не хватает – каналы поставки из России в целом успешно перекрыты. Суммарно из строя выбыло порядка 1800 единиц бронетехники. Высоки и потери в артиллерии.
Бронетанковый разгром
Большинство украинской техники уничтожено или выведено из строя при помощи реактивной и ствольной артиллерии, показавшей в этой войне свою крайне высокую эффективность. Также велики потери от противотанковых средств пехоты (РПГ, ПТУР) и огня танков и бронемашин. Показали свою эффективность даже противотанковые ружья времён войны, которые оказались хороши против БТР и БМП.
Украинский основной танк Т-64БВ проявил себя отвратительно – большая часть машин от полученных повреждений взрывались. Детонировал боекомплект – корпуса просто разрывало в клочья, будто там был фугас в сотню килограммов тротила. С Т-72 и Т-80 подобное наблюдается нечасто. Не сильно лучше повели себя и танки Т-64БМ (БМ «Булат»). Они также понесли огромные потери – безвозвратно утрачено до трети их парка и более половины принявших участие в войне.
Вероятно, у украинских танкистов большинство танков ещё и неисправны. В частности – не работают объёмные системы пожаротушения и взрывоподавления. Повышенная склонность к разрывам корпусов у Т-64 может быть также объяснена более слабой (по сравнению с Т-72 и Т-80) конструкцией и защитой, а также какими-то дефектами сварных швов, проявившимися через десятилетия после выпуска. Этот вопрос требует вдумчивого изучения специалистами.
Хотя основной причиной было безграмотное использование техники. Тот, кто умеет воевать, даже от новейших средств поражения не понесёт таких потерь. А дурака и в церкви бьют.
От отрядов до корпусов
Украинская авиация практически разгромлена. Она и была-то в крайне разваленном состоянии – исправными оказались менее 50 летательных аппаратов. Что-то удалось восстановить уже в ходе войны. Только официальные потери сбитыми составили 12 самолётов и 10 вертолётов. Но реальные оцениваются в несколько раз больше. Практически к концу активной фазы боевых действий Киев остался без авиации: немногие уцелевшие машины над боевыми порядками противника старались не появляться, опасаясь уже вполне развитой ПВО, состоявшей из зенитной артиллерии, множества ПЗРК и ЗРК малой дальности.
Потери ополчения, а затем и вооружённых сил Новороссии куда скромнее – их оценивают в 3–5 тыс. убитыми. Их тоже сложно достоверно установить – отрядов, батальонов и бригад действовало великое множество. Учёт личного состава вёлся далеко не везде. Да и сейчас он налажен лишь в официальных частях ВС, МВД и прочих силовых структур республик. А кроме них пока ещё есть и «невлившиеся» отряды ополчения. Техники также потеряно несравнимое количество – порядка полутора десятков танков и десятки БМП и БТР.
А ведь начинали-то защитники Новороссии с отрядов в десятки человек с лёгким оружием или без него. В итоге пришли к армейским корпусам с десятком бригад, сотням танков, БМП, БТР, арт-системам, средствам ПВО. За время войны удалось создать настоящую армию, которая может побеждать. Пусть даже летние победы и не были бы столь громкими без русских добровольцев-«отпускников». Да и саму армию не удалось бы создать без их помощи. Но именно местные люди показали, что они готовы защитить свой дом.