Ещё недавно Россия поддерживала видимость хороших отношений с Западом и дала возможность Бараку Обаме сохранить лицо в сирийском «осеннем кризисе» 2013 года. Но после американской истерики и последующей травли России из-за Крыма и войны между Украиной и Новороссией такой нужды больше нет. Можно не скрываться и поставлять своему союзнику то, что ему необходимо. Тем более никакими санкциями ООН это не запрещено.
Когда допоставят С-300?
Одним из ключевых вопросов военно-технического сотрудничества (ВТС) с Сирией является контракт на поставку дивизионов ЗРК С-300ПМУ-2. Часть этой техники сирийцами уже получена – причём давно. Однако есть ли в стране «живые» и полностью рабочие дивизионы, до сих пор полностью не ясно.
Контракт начали исполнять ещё в 2011 году, но затем несколько раз прерывали. Сначала по причине неопределённости ситуации в Сирии. Потом сирийцам просто стало не до дальнобойных ЗРК – нужно было закупать более нужное на войне вооружение. Затем случился «химический» кризис, во время которого все ждали нанесения ударов авиации США, и поставки возобновились. Но после разрешения кризиса мирным путём исполнение контракта опять заморозили. Причём непонятно, по чьей инициативе.
Некоторые эксперты считают, что сами сирийцы, получившие определённые твёрдые гарантии безопасности от России, решили потратить деньги на ЗРК классом поменьше – вроде регулярно поставляемых «Панцирь-С1». Также им были остро необходимы РСЗО большой мощности – полученные не так давно «Ураганы» и «Смерчи» и иное вооружение. А на С-300 им попросту не хватало денег.
Кстати, «Смерчи» и «Ураганы» очень сильно поспособствовали успехам сирийской армии в недавних наступательных операциях. Да и против турецкой и израильской армий, обладающих значительным числом бронетехники, такие ракеты будут крайне эффективны. Особенно оснащённые кассетными частями с противотанковыми боевыми элементами, в том числе самоприцеливающимися.
Есть и иная точка зрения – заморозка поставок С-300 инициирована Москвой. Причины могут быть разными. Например, в обмен на относительно нейтральную позицию Израиля вокруг украинского кризиса или по каким-то иным тайным соглашениям. В пользу этой точки зрения говорит тот факт, что Россия весной 2014 года устами некоторых официальных лиц заявила о заморозке контракта. В августе даже было сообщено, что эти дивизионы будут разукомплектованы и утилизированы. Затем «туман войны» усилился – прошла информация о перепродаже недопоставленных Сирии дивизионов Египту. Хотя это сомнительно – для египтян наверняка придётся делать новые комплексы под новые требования.
Тем не менее сейчас процесс сдвинулся с мёртвой точки. В начале месяца министр иностранных дел Сирии Валид Муаллем перед визитом в Москву заявил, что С-300ПМУ-2 будут в самом скором времени всё же поставлены. Кроме того, Дамаск попросил у России и другое самое современное вооружение. Москва ответила положительно. Есть информация и о скорой отгрузке в Сирию самолётов Як‑130 и, возможно, МиГ-29М2. Идут разговоры и о поставках современных танков, артсистем и иного вооружения.
Расширение базы
Для обеспечения безопасности Сирии Москва предпримет и другие шаги. Замороженные из-за начала гражданской войны и неясности обстановки планы по модернизации и расширению 720-го пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) российского флота в Тартусе, вновь разблокированы. С 2015 года ПМТО будет расширен и сможет принимать сразу несколько боевых кораблей 1–2 рангов. Причём с постоянным базированием ряда боевых единиц средиземноморской эскадры в Тартусе. Кроме этого по отдельному согласованию с сирийцами «будет укреплена защита этого объекта, включая противовоздушную и противодиверсионную оборону».
По сути, это самое интересное. В данной ситуации такое решение означает, что в Тартусе появятся зенитно-ракетные и радиотехнические части армии России. Это может быть что угодно – вплоть до комплексов С‑300 или С-400. Военный договор с Сирией действует ещё со времён СССР, и размещение ЗРК в стране имело место и ранее.
А «противодиверсионная оборона» – ещё более ёмкое и расплывчатое понятие. За ним может скрываться и рота морпехов, и десантно-штурмовой батальон, и вообще что угодно – вплоть до тяжёлых частей. А может – просто дополнительное прикрытие объекта сирийскими частями. По сути, размещение каких-либо частей в Тартусе поставит очередную жирную точку на американских мечтах бомбить эту страну. Кроме разве что выращенных при американском попустительстве салафитов, отрезающих головы гражданам США.
Сейчас американцы именно этим и занимаются – бомбят «Исламское государство» (ИГ), группировки «Аль-Нусра» и «Исламский фронт». Но что будет дальше? Наверняка Б. Обама отдаёт себе отчёт в том, что втягивание его страны в сирийский конфликт будет означать столкновение с Россией. Причём не в виде очередных публичных ужимок на украинскую тему и санкций.
Но другим «ястребам» этого пока не объяснили. Хотя им стоит спросить у сенатора Маккейна, какова на вкус тухлая рыба, которой вьетнамцы кормили сбитых пленных американцев. Разумеется, кормили тех, кого не успевали забить до смерти благодарные мирные крестьяне, пострадавшие от «носителей демократии калибра 1000 фунтов».