Аргументы Недели → Армия № 39(431) от 16.10.2014

Новороссия – что дальше?

, 17:15

Ситуация в Новороссии выглядит очень неустойчивой. Однако, несмотря на то, что многие эксперты не верят в долгое перемирие, масштабная война пока не возобновилась. Тем не менее, вместо объявленного «режима тишины» гремят залпы и льётся кровь. В дальнейшем события могут развиваться по нескольким возможным вариантам.

Залпы «режима тишины»

Ни одну из сторон не устраивают прочерченные временные границы и перемирие. Перестрелки и бои идут каждый день, причём с применением реактивной и ствольной артиллерии, танков и бронемашин. Особенно тяжёлые бои идут в районе аэропорта Донецка. В целом он взят ВСН, но зачистить его и прилегающие районы полностью невозможно, пока не будут освобождены Пески и Авдеевка. Такая же ситуация в Счастье, в Дебальцевском мешке, в районе Северодонецка.

Идёт «ползучая война», в ходе которой армия Новороссии медленно, но верно продвигается вперёд. Если верить премьеру ДНР А. Захарченко, то с момента объявления перемирия «тихой сапой» занято несколько десятков населённых пунктов. Хотя не очень понятно, как вёлся этот подсчёт. Некоторые города и сёла оставались незанятыми и внутри контролируемой ополчением территории, и в районе котлов. Но решительного успеха вооружённые силы Новороссии (ВСН) достичь пока не могут – недостаточно людей для контроля больших территорий.

Минская филькина грамота

Достичь устойчивого прекращения огня пока не удаётся по нескольким причинам. Мирные минские соглашения написаны крайне расплывчато и даже в конкретике изобилуют ошибками. Например, в пункте, где указаны РСЗО сторон и дальность их действия (то есть расстояния, на которые их надо отвести от линии соприкосновения), наряду с вполне реально существующими в природе «Градами», «Ураганами», «Смерчами», «Торнадо-Г» присутствуют системы «Торнадо-С», которые пока серийно не выпускаются, и даже несуществующие в реальности «Торнадо-У». Зато нет украинских РСЗО «Бастион» – модернизации «Града» выполненной местными шабашниками от ОПК. В частях ВСУ они имеются, хоть и в мизерном количестве. Да и дальности большинства систем указаны неправильно. Цифры явно надёргали из недостоверных источников в Интернете. Разве так составляются серьёзные документы?

Оговорённый минскими соглашениями отвод артиллерии и техники на 15 и более километров и вовсе нереален – никакие наблюдатели ОБСЕ и прочие миротворцы без оружия тут не помогут. А ввести вооружённый миротворческий контингент не дадут обе стороны: кого захотят украинцы – не захотят новороссы, и наоборот.

Сами механизмы отвода артиллерии и бронетехники сводятся к банальному препирательству: «нет, ты первый, а я после тебя». В результате желающих начать процесс попросту не находится. Стороны – в боевом контакте, кто захочет быть идиотом и отвести свои танки и орудия первым? ВСН этого сделать не могут – у них позади города с мирным населением. А ВСУ и карательные батальоны не хотят, ведь это для них признание поражения. Хотя после летнего разгрома бояться этого слова им уже нет никакого смысла. И вряд ли управляемости украинским войскам прибавит замена «ядерного министра», бывшего милиционера и охранника Гелетея на нацгвардейца Полторака.

Зимний аргумент для заморозки войны

В то же время обе стороны – республики Новороссии со стоящей за ними Россией и власти в Киеве (с ЕС и США за спиной) – склонны к временной заморозке конфликта. По крайней мере на зиму или до изменения обстановки. Американцам, правда, никакое перемирие не нужно. Но даже они понимают, что сейчас продолжать войну с Россией до последнего украинца нельзя. Нужна передышка.

В Новороссии тоже многие хотят если не прекращения, то временной паузы в войне. Люди понимают, что нужно срочно готовиться к зиме, иначе несколько миллионов жителей могут её не пережить. Пора восстанавливать экономику. Делать это лучше пусть и при липовом, но перемирии. К тому же надо провести 2 ноября выборы и законно поделить власть. Делать это под канонаду нельзя.

Резоны Кремля

У Москвы также есть свои резоны купировать конфликт хотя бы ненадолго – и дело тут не в попытках замирения с Западом. В этом иллюзий нет. Но помощь Новороссии, без которой она не выживет, оказывать будет именно Россия. И нельзя сказать, что наши возможности здесь безграничны.

Поэтому способ лечения Украины от фашистской заразы путём лечебного голодания и лечения холодом, к сожалению, разумных альтернатив не имеет. Процесс уже пошёл – особенно в Харьковской области. Поэтому Москва предпочитает немного подождать и не пороть горячку.

К тому же в Киеве в целом есть понимание, что пока надо сохранить статус-кво. Армия разгромлена, двух третей техники уже нет, а по ряду позиций – 80–90%. Запад ничего ценного бесплатно давать не будет. Да и за деньги не рвётся продавать оружие – цену украинским воинам там уже прекрасно знают. НАТО не горит желанием пополнять арсеналы ВСН и коллекции на российских полигонах.

Нет у Украины и людей – выбитые кадры заменить даже необученным «мясом» полностью не получается. Да и не готовы войска к зиме – одеть в зимнюю форму пока смогли весьма немногих. Выехать в очередной раз за счёт волонтёров тоже не получается – поток вещей и денег от них сокращается. Хуже того – при нынешнем состоянии системы снабжения зимой украинская армия может погибнуть в полях Донбасса и без войны.

Рознь как оружие

В республиках и на Украине нарастают противоречия между «ястребами» и «миротворцами». В Киеве самые отъявленные нацисты и радикалы выступают за войну – многие из них на этой войне и вылезли в политику. А в Новороссии осложняются отношения между командирами и политическим руководством. Командиры и личный состав считают, что их «предают», подписав без спроса «минские бумажки».

Провоцируют рознь и различные провокаторы, старающиеся стравить отряды между собой. Вообще сам по себе процесс формирования единых структур в Новороссии крайне затянулся из-за ошибочных и непоследовательных действий и амбиций некоторых политиков и командиров. Передышку нужно использовать для наведения порядка, а не для разборок!

Всё продолжится весной?

В то же время нельзя исключать возобновления масштабных боевых действий в ближайшее время. Это может случиться перед выборами на Украине – не всем политическим силам они вообще нужны, да и многие сильно бы выиграли в голосах, если бы война запылала вновь. Стоит опасаться попыток наступления Киева и перед выборами в Новороссии. Киеву они как кость в горле. Там очень не хотят легитимизации власти республик.

Но и в том и в другом случае шансов на успех у армии Украины нет. Более того, ещё одной катастрофы масштаба августовской ВСУ попросту не переживут. Зато Киеву можно будет списать надвигающуюся зимнюю катастрофу на «проклятые путинские войска», «войну с Россией», «ядерные удары» и «оружие, разрывающее мозг». Переводить стрелки на Украине привыкли давно.

На фоне зимних трудностей нельзя исключать и резкой активизации боевых действий в соседних с Донбассом регионах Украины. В случае если в Харькове сопротивление примет открытые и массовые формы, возможен переход войск Новороссии в наступление, с целью изгнания оккупантов с территории республик и помощи своим единомышленникам.

Если же Украина и Донбасс переживут зиму без полного коллапса и скатывания в анархию, то военные действия могут возобновиться весной. Такой сценарий очень вероятен, если Киеву удастся за зиму восстановить из руин хотя бы несколько сотен единиц бронетехники. А американским и польским советникам обучить часть армии так, чтобы хотя бы с виду она стала похожа на нормальных военных.

Киеву очень хочется навсегда стереть Новороссию с карты мира. Но сил нет, и очень страшно пережить ещё раз повторение августовского кошмара. А в том, что всё случится именно так, там пока не сомневаются. И никакие минские соглашения Украину не спасут – как не спасли в своё время Грузию в грузино-абхазской войне от поражения различные прекращения огня и определения зон разграничения. Россия там тоже активно занималась миротворчеством, впрочем, не забывая «уравнять условия» для слабейшей, абхазской стороны. Сходный процесс происходит и в Новороссии.

Поэтому Украина очень рассчитывает на то, что за зиму ополченцы передерутся-перессорятся между собой, а добровольцы из России, ввиду низкой интенсивности боевых действий и бардака, вернутся домой. Вот и могут попробовать весной «давануть», устроив очередной блицкриг, – а вдруг получится? Однако поражение ВСН возможно только в том случает если раздрай в их рядах станет слишком велик. А самое главное – если от Донбасса отвернётся Россия. Но на такой сценарий шансов практически нет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram