О том, что Киев начнёт 2 мая очередное, но на этот раз более масштабное наступление на занятые ополченцами Донецкой Народной Республики города, информация просочилась заранее. В отличие от 95% подобных вбросов она оказалась правдой. В Донбассе полилась кровь, а следом кровь пролилась и в Одессе.
Неудачное наступление
Наступление началось с атаки на Славянск силами украинских бронегрупп при поддержке вертолётов. Бронегруппы состояли из БТР, причём техника была собрана явно с бору по сосенке. В одной колонне находились и антикварный БТР-60ПБ, и БТР-70, и БТР-80. В роли пехоты выступали бойцы украинской «Альфы», спецподразделений МВД, Национальной гвардии и батальонов, сформированных из националистов. Есть сведения о том, что Киев срочно готовит украинские паспорта для нескольких сотен поляков и прибалтов, чтобы отправить их на войну.
По планам майдановцы хотели зачистить Славянск за сутки или двое, но наступление не задалось сразу. Выяснилось, что одно дело – сносить огнём слабоукреплённые блокпосты из невооружённых граждан, а другое – сунуться без артиллерийской поддержки в город, где к обороне готовы мобильные группы из пулемётчиков, автоматчиков и гранатомётчиков. Славянск атаку отбил, хотя часть блокпостов на въезде была потеряна. Также под контроль украинской армии перешли господствующая высота и телевышка на Карачун-горе. Там каратели разместили артиллерию.
Киев тут же попробовал силы на Краматорске, где ополченцев намного меньше и вооружены они хуже. Но и его на момент написания статьи взять не удалось, хотя бронегруппы и проникали в город. Попытки взятия Константиновки также ни к чему не привели. Пока что карателям удаётся только устанавливать контроль в сёлах и неукреплённых и невооружённых маленьких городках. Да ещё лишать Славянск хлеба и других продуктов.
Вертолётопад
Боевые и разведывательные самолёты и вертолёты ВВС Украины и раньше летали над Славянском. Их никто не обстреливал. Точнее, один обстрел был: получил пару пробоин от автомата фоторазведчик Ан-30. Поэтому, похоже, самонадеянные и неопытные украинские вертолётчики решили, что им всё можно. Они отработали бортовыми пушками и неуправляемыми авиационными ракетами по блокпостам ополченцев на подступах к городу, поддерживая действия бронегрупп с пехотой.
Но были тут же наказаны. Буквально один за другим утром 2 мая были сбиты три вертолёта украинских ВВС: два Ми-24П и один Ми-8МТ. Киев признаёт потерю только двух. Однако попадания и их результат видели и местные жители, и журналисты. Ударные Ми-24 были сбиты пусками ПЗРК. Причём один из вертолётов взорвался в воздухе, второй рухнул и взорвался сразу после падения. Ми-8 был обстрелян, видимо, автоматическим оружием и сел на вынужденную (позже его увезли в Славянск). Один из членов экипажа был взят в плен раненным, ему была оказана медпомощь.
Подобный гуманизм по отношению к вертолётчикам не очень характерен для современных локальных войн и конфликтов. Обычно их просто убивают «благодарные» местные жители или бойцы противостоящей стороны. Видимо, пока действия украинской авиации у ополчения не вызывают ожесточения. Только жалость. Интересно также то, что Киев признаёт гибель лишь одного вертолётчика. И это в трёх вертолётах, каждый из которых несёт 2–3 члена экипажа. Как они выжили, если никто не выпрыгивал с парашютами, а машины взрывались?
Впрочем, враньё о своих потерях на фоне остальных преступлений «банды майданутых» всё равно меркнет. Потерять сразу три машины за столь короткий срок – своего рода рекорд. Даже в Чечне таких одномоментных потерь с ходу и не припомнить. В чём же причина? В неопытности и безграмотности пилотов, в отсутствии на вертолётах экранирующих выхлопных устройств и отключённых (или поломанных) системах защиты – станциях активных тепловых помех «Липа» и выбрасывателях тепловых ловушек. Ну и в неожиданности, конечно.
Откуда и какие ПЗРК у бойцов Народного ополчения Донбасса (НОД) Славянска? Это могли быть и древняя «Стрела‑3», и «Игла-1»,и вполне современная «Игла». ПЗРК входят в комплектацию части боевых бронированных машин, имеющихся у ополченцев. Могли они быть и в перехваченных ополченцами военных грузовиках или куплены в украинских воинских частях. Но важнее то, что в Славянске они есть. Имеются и умеющие с ними обращаться специалисты.
Это вынудило украинскую армию резко снизить использование вертолётов. На них теперь только доставляют десант. И то туда, где вряд ли ожидается серьёзное сопротивление. Учитывая, что незадолго до этого в Краматорске исчез (скорее всего, после обстрела противотанковой управляемой ракетой) ещё один вертолёт, потери для вертолётного парка ВВС Украины оказались крайне тяжёлыми. Вряд ли там найдётся больше 25–30 способных летать боевых и транспортных машин. На Украине процент исправности авиапарка находится на уровне, низком даже для многих африканских государств, как, впрочем, и налёт экипажей.
Операция увязла
Операция завязла на стадии блокады Славянска, которая пока осуществляется лишь в дневное время. Ночью посты снимаются – украинская армия боится атак. Предпринять действительно решительное наступление с применением ударной авиации, танков и артиллерии у Киева не хватает или сил, или духу. Недавняя репетиция вторжения со стороны России, оформленная как учения, ясно показала, что будет, если рискнуть и ударить по Юго-Востоку «на всю катушку». Но Запад подгоняет. Там понимают, что, если дать провести референдум, ситуация может измениться. Да и иллюзию «легитимных» выборов президента Украины надо провести, чтобы обелить своих ставленников. На днях даже обещали отказать в займе МВФ в случае утраты части регионов.
Так что, скорее всего, скоро Киев решится. В этом случае придётся действовать России.
Ликвидаторы Украины
Глядя на Киев почему-то не покидает ощущение, что все его действия направлены не на то, чтобы удержаться у власти. Наоборот – потерять эту власть поскорее. Причём потерять с шумом, треском и вместе со страной. В это время сделать из России пугало для непуганых идиотов из ЕС. С этой задачей майдановцы пока справляются.
Похоже, другого выбора, кроме военного вмешательства, у России и правда не остаётся. Надо понять, что как бы Кремль ни действовал – виноватыми американцы всё равно назначат нас. Нужно также усвоить, что никаких реальных рычагов воздействия на нас у Запада нет, а военную конфронтацию они не потянут и подавно. Вашингтону нужно пугало, а не война, а про остальных и говорить нечего.
Нужно понимать, что в глазах своего населения, и в глазах миллионов русских Юго-Востока отказ в военной помощи совершенно однозначно будет смотреться как предательство. Всё это прекрасно понимают в Кремле. Скорее всего, сейчас там просчитывают варианты и сценарии оказания помощи. Пока ещё возможен вариант передачи большого количества вооружения ополченцам, посылки добровольцев. Но для России будет гораздо спокойнее не накачивать регион оружием, которое потом там и осядет, а действовать самим.
Что делать после победы
Но если уж вводить войска, то надо сразу ставить решительные цели. Не только защиту населения на Юго-Востоке, но и свержение незаконной власти на всей территории Украины. Если даже маленький кусочек территории останется под управлением этой банды, то именно его и превратят в плацдарм против нас всеми возможными способами. Причём плацдарм, который там будут считать легитимным.
Но после ликвидации самозванцев встанет вопрос: что дальше делать с Украиной, как вернуть её на нормальный путь развития? Или хотя бы ту её часть, что уцелеет после проведения референдумов в каждом регионе. Этот вопрос является наиболее сложным, даже в сравнении с возможными санкциями Запада, охлаждением отношений и самой военной операцией, которая, скорее всего, уже назрела.