Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 48(390) от 12.12.2013

Младенец «без зубов»

, 18:06 , Обозреватель отдела Наука

Два года назад первая дежурная смена командного пункта нового рода войск – войск Воздушно-Космической обороны – впервые заступила на боевое дежурство. Именно на войска ВКО возложена основная ответственность за то, чтобы сценарии югославских, иракских или ливийских событий не повторились. Профессионалы убеждали – надо создавать либо вид войск, либо главное командование ВКО. И на него замкнуть всё, что должно защитить Родину от нападения с воздуха. Но сейчас у обороны страны с космического и воздушного направлений три начальника: ВВС, объединённые стратегические командования (военные округа) и собственно командование войск ВКО. И договориться между собой даже в мирное время у них никак не получается. Яркий пример – судьба уникального перехватчика МиГ-31.

Как утверждают злые военные языки, созданию войск ВКО очень поспособствовал интерес бывших первых лиц Минобороны к зданию на Мясницкой, 33. Ранее в бывшей Ставке Сталина располагался штаб Командования специального назначения (бывшего Московского округа ПВО). КСпН превратили в Объединённое стратегическое командование воздушно-космической обороны, сослав в подмосковную Балашиху. И чуть позже слили с Космическими войсками, обозвав новым родом войск – ВКО. Кто теперь хозяин особняка на Мясницкой, науке неизвестно. Такая же чехарда происходит и с МиГ-31. Перехватчик, специально разработанный для уничтожения самолётов и крылатых ракет противника, пылится в запасниках ВВС. И черепашьими темпами модернизируется под обычный армейский бомбардировщик – МиГ-31БМ. Зачем, когда его стихия – дальний скоростной перехват? Есть вариант модернизации именно под эту задачу – МиГ-31М. Но даже до версии «БМ» (скрестили ужа с ежом) предлагается «обновить» далеко не все машины. Большинство просто уйдёт в металлолом. На нижегородский авиазавод «Сокол» из Минпромторга пришло предписание уничтожить технологическую линию для сборки МиГ-31.

Всего с 70-х годов прошлого века до 1994 года было выпущено 533 самолёта МиГ-31. Сейчас в строю порядка 122 машин. Главком ВВС Виктор Бондарев как-то признался, что «кроме него сейчас решать задачи (дальнего перехвата воздушных целей) некому». Но, по мнению Бондарева, самолёт МиГ‑31 устарел в части навигационного, радиотехнического оборудования, существует проблема с двигателями и т.д. и т.п. Мол, на возобновление производства потребуются колоссальные деньги, порядка 25 млрд. рублей.

Правда, на заседании комитета по обороне Госдумы выяснилось, что запас уникальных двигателей Д-30Ф для «тридцать первого» есть, и в избытке. Всё остальное, кроме фонаря кабины пилотов, тоже. С фонарём отдельная история. МиГ – рекордсмен по скорости, способен лететь на скоростях свыше 3 тыс. км/ч не минуты, а всё время, пока горючего хватит. И старые фонари могут не выдержать нагрузок, уже зафиксировано появление трещин, что автоматически влечёт требования снизить максимальную безопасную скорость почти вполовину. А где новые фонари? Якобы, пока строили «новую Россию», где-то потерялись технология и собственно производство термостойкого и сверхпрочного материала для остекления кабины. Но специалисты, знакомые с проблемой, говорят – сделаем, был бы заказ. Для ПАК ФА, Су-35 – производим, а для МиГ-31 – не можем? Враньё.

Так что мнение Бондарева – «на старье летать не будем, когда-нибудь создадим современное, за огромные деньги» – вполне вписывается в нынешнюю концепцию развития авиастроения. Отечественные гражданские самолёты практически не выпускаются, зато импорту или полуиностранному «Суперджету» включают зелёный свет бюджетного финансирования. Примечательно, что практически все экс-главкомы ВВС, протестующие против возобновления строительства МиГ-31, после отставки благополучно пристроились под крылом главы ОАК М. Погосяна. Которого злопыхатели иначе как могильщиком российского авиастроения не называют.

– Все попытки возобновления производства МиГ-31 натыкались на какую-то непреодолимую стену, – констатирует член комитета по обороне Госдумы Александр Тарнаев.

После того как в целях экономии противовоздушную оборону влили в ВВС, пэвэошники стали пасынками. И судьба красавца «31-го» была предопределена – обычный бомбардировщик. Отсюда и все стенания главкомов о невозможности восстановления его производства. Зато МиГ‑31 идеально вписывается в задачи воздушно-космической обороны. Вот уже два года «космонавты» пытаются добиться, чтобы оставшиеся самолёты были переданы в войска ВКО. Именно вэкаошники могли бы чётко сформулировать новые стратегические задачи для уникального перехватчика. И выдать конкретные требования по модернизации машины.

– МиГ-31 – это даже не самолёт, это авиационный комплекс, он создавался именно для войск ПВО. Машина МиГ‑31 – это машина не для нынешних ВВС. Это машина для войск Воздушно-Космической обороны, – говорит зампредседателя комитета Госдумы по обороне Светлана Савицкая.

Но командование ВВС выступает резко против. Понятно почему. При всех победных рапортах президенту страны ситуация в Военно-воздушных силах аховая. Когда главком рапортует Верховному главнокомандующему, что с заводов пришли 3–4 новых самолёта – это стыд и позор. Если ВВС отдадут МиГ-31, то останутся только с устаревшими «Сушками», дальней и транспортной авиацией. И вряд ли будут достойны называться видом войск. Получается, безопасность страны ничто перед ведомственными амбициями?

Справка «АН»

МиГ-31 – двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в КБ МиГ в 70-х годах XX века. Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

«31-й» предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800–900 км. МиГ изначально заточен для перехвата крылатых ракет во всём диапазоне высот и скоростей, а также низколетящих спутников.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram