Недавно «шестёрка» международных посредников, в которую входят Россия, США, КНР, Великобритания, Франция и ФРГ, достигла соглашения по иранской ядерной программе. В ближайшие полгода Тегеран сократит работы в рамках ядерной программы и предоставит доступ на свои объекты специалистам МАГАТЭ. В ответ экономические санкции со стороны Запада будут ослаблены, а новые вводиться не будут.
Нынешнее соглашение можно расценивать как успех для Ирана. Раньше США ничего не хотели слышать о мирной ядерной программе этой страны. Хотя именно Вашингтон и начал её – при шахе американцы щедро помогали персам. О чём же стороны договорились в этот раз?
Ядерная сделка
В результате достигнутых договорённостей Иран приостановит на 6 месяцев обогащение урана свыше 5%. Демонтирует соединения между газовыми центрифугами, которые вели обогащение до этого уровня. Накопленные запасы урана 20% обогащения (примерно 200 кг) будут разбавлены или переведены в тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы) для Тегеранского исследовательского реактора. Это воспрепятствует их дальнейшему обогащению.
Сейчас многие заявляют, что эти меры лишают Иран возможности создания атомной бомбы. Это не так – Тегеран и не мог её сделать. Уровня обогащения в 20% мало для создания ядерного оружия. Конечно, в теории из такого урана уже можно попытаться сделать бомбу, но полученное устройство не сможет нормально работать. К тому же оно будет огромно и не влезет не только в самолёт, но даже не во всякий пароход.
Для бомб используется уран, обогащённый свыше 90–95%. В некоторых исследовательских реакторах и в реакторах на атомных кораблях и подлодках используется уран 80–90% уровня обогащения. Конечно, Иран уже заявлял, что в теории сможет обогащать уран до 50%.Но этого тоже мало. А про 90% и речи не было.
Но есть ещё плутоний, и персы ведут его наработку. Ядерный цикл невозможен без этого. Вопрос лишь в его количестве и наличии технологии для очистки до оружейного качества. Поэтому Иран обещал приостановить наработку плутония. Но полностью это вряд ли возможно – реакторы-то работают. Также Иран согласился не устанавливать новые центрифуги. Но страна будет продолжать обогащать уран до 5%. Однако персы смогут использовать лишь половину из имеющихся 18 тыс. центрифуг.
Тегеран согласился заморозить возведение исследовательского реактора в Араке. Инспекторы МАГАТЭ смогут проверять производство Ираном новых центрифуг для обогащения урана и ежедневно проверять телекамеры, установленные МАГАТЭ на обогатительных заводах в Натанзе и Форду.
Тем не менее необходимо понимать, что данное соглашение – лишь проверка на договороспособность. Причём с обеих сторон. Если договориться не удастся – Ирану ничто не помешает опять нарастить мощности и продолжить продвижение своей ядерной программы. К тому же данное соглашение никоим образом не затрагивает ракетной программы страны.
Синдром брошенной жены
Израильское руководство воспринимает новую политику США на Ближнем Востоке как попытку хоть как-то «разрулить» ситуацию с минимальными потерями для своей репутации. А затем свалить из региона подальше, предоставив его своей судьбе. У США сейчас нет ни сил, ни ресурсов, ни желания ковыряться в этой каше. Американцы хотят хоть как-то загнать Иран в нужные им рамки, но не будут, видимо, пытаться подавить его. В том числе вооружённым путём, на что очень надеялся Израиль.
Одновременно американцы потеряли интерес и к антисирийскому проекту, который сами заварили вместе с Катаром и Саудовской Аравией. Теперь эта разворошённая куча углей лежит у израильского порога. И в этот момент любимый и дорогой американский «патрон» отказывает в военной помощи, ссылаясь на бюджетный кризис. Из-за этого израильтяне вынуждены свернуть целый ряд важных военных программ.
В Израиле понимают, что если США уйдут с Ближнего Востока, то разбираться с сирийцами, иранцами и прочими – придётся уже одним. Поэтому там лихорадочно ищут новых союзников. Пока не очень получается.
К тому же будет у Ирана ядерное оружие или нет – он всё равно останется сильным противником. Так что нельзя исключить, что в ближайшее время Израиль предпримет шаги для обострения ситуации и срыва мирного процесса. Цель – заставить США остаться в регионе.
Саудовская атомная бомба
Саудовская Аравия тоже не будет сидеть сложа руки, если международная «шестёрка» не сумеет «обуздать ядерную программу Ирана». Об этом заявил саудовский посол в Великобритании принц Мохаммед бин Наваф бин Абдулазиз в интервью The Times. «Возможны любые варианты», – многозначительно добавил он. Эр-Рияд не понимает спешки, которую проявляют США в пересмотре политики по отношению к Ирану и вообще к региону. Арабы заявляют, что не верят в политику «умиротворения Ирана», считая её неработающей.
Саудовцы также не исключают создания своего ядерного оружия. Они уже намекали, что готовы начать разработку и добычу собственных урановых руд и обогащение урана для использования в мирной энергетике. Якобы для сокращения потребления нефти внутри страны. Однако даже если удастся создать собственный ядерный цикл для атомных реакторов, то до ядерного оружия оттуда – как до Луны.
Однако западные разведки опасаются, что саудовцам ядерное оружие и технологии просто передадут пакистанцы. Исламабад подобные намерения отрицает. Да и верится в это с трудом – в пакистанском бардаке скрыть такое не удастся. Но исключать этот вариант нельзя. Что тогда делать с агрессивным королевством с незаконно добытым ядерным оружием? Принуждать к миру совместной военной операцией великих держав? Ясно одно – это вызовет серьёзные потрясения на Ближнем Востоке.
Будущее ПРО
Есть ещё одно важное последствие нынешнего пробного соглашения по «ядерной проблеме» Ирана. Дело в том, что при продолжении такой политики исчезает формальный повод для развёртывания так называемой «европейской ПРО». Точнее, европейского передового сегмента ПРО США. Ведь её собираются развёртывать якобы против Ирана, «разрабатывающего баллистические ракеты большой дальности и ядерное оружие». Что теперь будут делать американцы? Ведь реально-то эта ПРО имеет антироссийскую направленность.
Понятно, что корпорации и военные не откажутся от «освоения бюджета» на одной из последних незарезанных «священных коров». Скорее всего, американцы продолжат возню с неэффективной, толком не работающей системой ПРО и далее. Только повод придумают другой. Скажем, будут говорить, что Иран не до конца отказался от ядерного оружия или сохраняет мощности по производству ракет. В результате Вашингтон окончательно выставит себя в дурном свете.