«АН» уже не раз касались темы секвестирования американского военного бюджета. Но процесс урезания военных расходов в США только начинается. Существует примерный план сокращения армии и оборонных закупок на ближайшие годы. Сейчас обсуждается, от какого куска бюджетного пирога ещё придётся отказаться армии США в ближайшее время.
Учатся жить по средствам
Американские военные уже начали сокращение сухопутных войск на запланированные 80 тыс. человек. Причём этим дело не ограничится – на горизонте маячат дальнейшие сокращения. Вместе с резервом и частями национальной гвардии они могут достичь 200 тыс. военнослужащих. Число бригад в боевых и резервных силах уменьшится почти наполовину. Впрочем, реальная мощь упадёт не столь значительно – в бригадах вместо 2 боевых батальонов будет по 3. Резко сокращается и число учений и полевых выходов с боевой стрельбой. Правда, у американцев есть много хороших тренажёров – совсем стрелять не разучатся.
ВВС США уже сняли с боевого дежурства и лишили статуса 40 боеготовых эскадрилий (порядка 600–800 машин). Большая часть из них практически «сидит на земле», остальные летают лишь для поддержания базовых лётных навыков. Как выразился начштаба ВВС США генерал Марк Уэлш, «наши ребята-истребители сидят и смотрят в окна на самолёты, которых они не касались с первого апреля». Чем это грозит – мы на своей шкуре убедились в 90-е годы. Американцы же утверждают, что восстановление лётных навыков требует в 2,5 раза больше времени, чем их приобретение.
Параллельно в ВВС идёт активное списание самолётов, планируется избавиться от нескольких сотен машин. Правда, их рассчитывают заменить беспилотниками. Но БПЛА не способны заменить истребитель полностью, а ударный самолёт – в большинстве его задач. Вот гонять слабо вооруженных дикарей по пустыне – беспилотник может. Причём дёшево и сердито. Но среди потенциальных противников США – не только «папуасы».
Ампутация – лучшее средство лечения
В этом году ВМС США резко сократили свою боевую и учебную деятельность. Американский флот значительно уменьшил присутствие даже в «жизненно важном» для США регионе – Средиземноморье. И это несмотря на ситуацию вокруг Сирии.
Намного меньше стало «звёздно-полосатых» кораблей и в Атлантике, и в Карибском бассейне – «мягком подбрюшье» США. Активен американский флот лишь в районе Персидского залива и на Тихоокеанском направлении. Резко сокращены лимиты топлива на учебно-боевую подготовку корабельного состава и даже палубной авиации, для которой снижение интенсивности тренировок чревато гораздо более серьёзными последствиями, чем для ВВС. Но, как выясняется, настоящие трудности у «первого флота планеты» ещё впереди.
Запланированы дальнейшие сокращения численности не только ВМС, но и Корпуса морской пехоты (КМП) США – ударного отряда «американского империализма». Только в ближайшее время ряды ВМС покинут дополнительно более 10 тыс. военнослужащих, примерно столько же уволят и из КМП.
Недавно анонсированы и вероятные дополнительные сокращения корабельного состава. Например, под нож пойдёт ракетный крейсер типа «Тикондерога» (в целом речь идёт о списании 10 таких крейсеров). Самое интересное, что выводятся корабли постройки начала 90-х годов, наиболее «свежие» в серии.
С эсминцами ситуация легче. Ракетных эсминцев типа «Арли Бёрк» построено более полусотни. Есть решение строить этот тип аж до 2031 года. Поэтому списание
3–4 кораблей ни на что не повлияет, но – лиха беда начало. В любом случае в условиях, когда китайский флот интенсивно наращивает свою численность, сокращение флота для американцев является нежелательным действием. Но выбора нет.
Адмирал, где у нас ближайший авианосец?
Говорят, именно такой вопрос в случае любого кризиса задают президенты США своим командующим флотами. Не так давно у ВМС США было 15 авианосцев. Сейчас в строю 10 атомных авианосцев типа «Честер У. Нимиц». Недавно строй покинул первый в мире атомный авианосец «Энтерпрайз» по кличке Большой Е. В постройке находится головной корабль нового проекта – «Джеральд Форд», но в строй он вступит не ранее 2015 года, а то и позже (поговаривают о снижении финансирования).
Атомным авианосцам требуются докование, периодические ремонты, а также перезарядка активных зон ядерных реакторов и модернизация. А это – недешёвое удовольствие. Весной был заключён контракт на ремонт корабля и перезарядку реакторов авианосца «Авраам Линкольн». Сумма сделки составила аж 2,6 млрд. долларов. В своё время постройка этого корабля стоила лишь немногим более.
А вот более молодым авианосцам «Джордж Вашингтон», «Джон Стеннис» и «Гарри Трумэн»,похоже, не повезёт. Флот сейчас активно обсуждает идею о выводе их из боевого состава ввиду невозможности изыскать средства на их перезарядку и ремонт. Причём будут ли они выведены в резерв или их отправят на разборку – пока неясно. В итоге «старики» ещё послужат, а «молодых» отправят на покой. Так что до ввода «Форда» у Америки может остаться 8 авианосцев.
Казалось бы – что тут такого, всё равно у всех остальных стран по 1–2 корабля такого класса? Но 10–11 авианосцев в строю – это 4–5 авианосных групп, способных в любой момент выполнить боевую задачу (остальные чинятся и готовятся). А 8 таких кораблей – это всего 3 авианосные группы, максимум 4. Этого может не хватить на все конфликты. К примеру, Иран одной авианосной группой не устрашить – 48 бортовых истребителей тут явно маловато.
Зарежут ли священную корову?
Тучи сгустились не только над «священными коровами» флота – авианосцами, но и над таким же «животным» военной авиации США. Речь идёт о программе истребителя F-35 «Лайтнинг». В настоящий момент, несмотря на начатое уже мелкосерийное производство первых партий и активные испытания (выявляющие всё новые серьёзные болезни самолёта), обсуждается возможность отказа от этой амбициозной и самой дорогой в истории ВВС США программы.
Постоянно растущая цена самолёта и проекта в целом и является причиной для отказа. Денег затрачено много, а самолёт получается, мягко говоря, слабенький, но зато дорогой. Всего на закупку 2443 самолётов для ВВС США и сагитированных многочисленных «ушастых лохов» – союзников планируется затратить уже 391 млрд. долларов, и цена наверняка ещё возрастёт. Сейчас ставится вопрос о серьёзном сокращении числа закупаемых машин или же вообще об отказе от закупок.
Вместо F-35 ВВС и ВМС могли бы закупать глубоко модернизированные истребители поколения 4+, такие как
F-15SE «Сайлент Игл», или новые варианты F/A-18E «Суперхорнет», которые будут и дешевле, и провереннее. Но что-то закупать придётся – имеющийся парк серьёзно устарел. Отказываться от «Лайтнинга» не хотят завязанные на него промышленники и члены Конгресса, а также часть военного руководства, которая считает, что выхода нет и надо идти до конца. Разговоров о том, что F-35 является лучшим в мире – уже почти не слышно. Вместо этого представители ВВС говорят, что «Лайтнингу» придётся взять на себя задачи завоевания господства в воздухе, хотя он на это толком не способен и под это не «затачивался».
Время выбирать, пока можно
В заключение хочется привести недавнее высказывание министра обороны США Чака Хейгела. Он заявил, что Америке придётся выбирать или между гораздо более меньшими вооружёнными силами, или же между десятилетним перерывом в процессе обновления вооружения и военной техники, в том числе модернизации и разработки новых систем. И что выберет Вашингтон – пока неясно. Весьма вероятно, что выбора-то и не будет. И вскоре придётся отказываться от большинства закупок и резать армию. Что ж, пожелаем США счастливого плавания в бурном море их собственных «громовых 90-х». Семь футов под килем – и большую торпеду в борт!
Лодка, которую сжёг маляр
В прошлом году от пожара серьёзно пострадала многоцелевая АПЛ «Майами» типа «Лос-Анджелес» (наши подводники зовут этот тип «лосями»). Виновником был рабочий-маляр Кейси Фури, который объяснил свой поступок тем, что от постоянных приходов на работу у него возникла депрессия. Он решил в этот день свалить пораньше... и поджёг лодку. На лодке выгорел центральный пост, торпедный отсек и ряд других важных мест. Кроме того, из-за высокой температуры «повело» металл лёгкого корпуса и потрескались трубопроводы, потребовавшие замены.
Стоимость работ составила бы 450 млн. долларов. Почти 100 уже успели потратить, когда буквально на днях было принято решение «погорелую» субмарину списать на разделку. Объяснили это всё тем же – нет денег. В принципе логика понятна, хотя аналитики предрекали списание «Майами» ещё в прошлом году. В общем не старая ещё АПЛ ушла на свалку из-за придурочного, которому хотелось попить пивка пораньше.