Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 26(368) от 11.07.2013

Восточный альянс

, 17:20

После мартовского визита в Россию товарища Си Цзиньпина и его переговоров с президентом В. Путиным в российско-китайских отношениях наблюдается потепление. Оно сопровождается резкой интенсификацией контактов во всех областях, и в первую очередь в военной.

Политики ставят задачу – военные реализуют

На прошлой неделе в России побывала крупная китайская военная делегация. Её возглавлял начальник Генштаба (НГШ) Народно-освободительной армии Китая (НОАК) генерал Фан Фэнхуэй. Незадолго до этого, 26 июня, в ходе совещания министров обороны стран ШОС состоялись переговоры министров обороны РФ и КНР – генерала армии Сергея Шойгу и генерал-полковника Чан Ваньцюаня. А уже на этой неделе начались крупные военно-морские учения флотов России и Китая.

То есть, после того как первые лица держав решили все вопросы на принципиальном уровне, детали уточнялись между министрами обороны, а практическая реализация решений возложена на генштабы. И вряд ли речь шла только об учениях и обмене делегациями.

Два первых визита

Зарубежные наблюдатели считают визит нового китайского руководителя Си Цзиньпина в Москву успешным. Как известно и что показательно, это был его первый зарубежный вояж. Официально речь на переговорах шла об «укреплении стратегического партнёрства, не направленного против каких-то третьих стран». Но эксперты посчитали, что именно на этих переговорах альянс двух стран был оформлен де-факто или же был сделан важный шаг на пути к этому.

Многие наблюдатели даже провели аналогии с первым зарубежным визитом Мао Цзэдуна в Москву в декабре 1949 года. Тем более Си Цзиньпин – сторонник очищения партии и партийных кадров и частичного «возврата к истокам» – к политике Великого кормчего Мао.

Новый председатель КНР понимает, что при всех успехах Китай сейчас весьма уязвим. Проблем у внешне блестящей страны на самом деле выше крыши, как внешних, так и внутренних. Поэтому сближение с Россией до уровня «неофициального альянса» вполне объяснимо. И похоже, «отмашку» Си Цзиньпин дал сразу же по возвращении, что и привело к череде встреч на уровне высших военачальников двух стран. Кроме того, интенсификация военных контактов сопровождается и экономической составляющей – достигнуты важные соглашения о сотрудничестве в промышленной и энергетической сферах. В Россию заторопились главы крупных китайских корпораций – ранее они чаще присылали замов. Очевидно, что подобные действия в КНР невозможны без команды свыше.

Ну а согласованная позиция в международных делах проявляется уже достаточно давно. Например, КНР и РФ действуют единым фронтом в сирийском вопросе, в ситуации с американской ПРО и целом ряде других важных проблем.

Морские пехотинцы ВМС Тихоокеанского флота на совместных военно-морских учениях России и ВМС Китая «Морское взаимодействие»

Кто нам друг, а кто – «редиска»

Сразу же после саммита в китайской партийной прессе начали массово «варить» статьи о преимуществах русско-китайского «брака». «Сегодня у Китая на севере есть надёжный друг и союзник, а такого в нашей истории почти не бывало. У России же на Востоке появилась новая опора для её глобальной стратегии, и для российской державы это впервые», – пишет, например, в редакционной статье издание «Хуаньцю Шибао».

«Стоя плечом к плечу, мы полностью поддерживаем и защищаем интересы друг друга» – что это, как не описание военно-политического союза? «Наши страны близки как никогда», – пишет издание, добавляя, что это даже усилит позиции держав в общении с Западом, увеличив поле для маневра.

Околоправительственные СМИ КНР выражают свою поддержку и планам России по интеграции на постсоветском пространстве, в частности, по Евразийскому союзу. По их мнению, КНР выгодно, чтобы на постсоветском пространстве была единая военная, политическая и экономическая структура. Они считают, что в пору, «когда ситуация на восточных морских границах КНР становится всё напряжённее», им выгодно всемерное усиление своего северного союзника – это принесёт и экономическую выгоду. Просто сравните подобный тон с публикациями в западной прессе о России. Или – в нашей, где из Китая до сих пор любят «делать пугало».

Сложные отношения

Отношения КНР с США сейчас весьма сложны. Заставляя свой «сборочный цех» одновременно покупать свои долговые обязательства, которые так же надёжны, как предвыборные обещания, американцы душат экономику КНР. Китайцы вынуждены делать это – крушение американского «экономического пузыря» накроет их первыми. Но Пекину это надоело.       

С другой стороны, США открыто проводят стратегию «сдерживания» Китая в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Активно формируется антикитайская коалиция стран, имеющих неурегулированные с КНР территориальные вопросы. Американцы постоянно «подкатываются» к Индии, стремясь сделать из неё свой «непотопляемый авианосец». Цель – помешать Китаю создать надёжный и хорошо прикрытый маршрут транспортировки закупаемых ресурсов из Африки и Персидского залива. Китайцев также бесит то, что американцы поддерживают японцев в территориальном споре с КНР из-за островов Сенкаку.

В США рассчитывали на то, что новый китайский руководитель окажется сговорчивее предыдущего, но оказалось наоборот. Правда, в США он тоже съездил и провёл переговоры с Бараком Обамой, названные там «потрясающими». Но чем именно они так потрясли президента США – мало кто понял. Кроме незначительных уступок, вроде продолжения повышения курса юаня и «сотрудничества в кибербезопасности», американцы не выдавили из китайцев ничего – ни в экономике, ни в таких вопросах, как Сирия.

А почти сразу после саммита американцы провели с японцами учения DawnBlitz («Быстрый рассвет») по захвату «незаконно контролируемых противником островов». Что, разумеется, разозлило китайцев ещё больше. В общем, как говаривал Остап Бендер, «после сегодняшнего свидания министров на яхте дальнейшее сближение невозможно». Китайцы и американцы будут и дальше друг другу улыбаться, но гнуть каждый в свою сторону.

Совместные учения – на земле, в небесах...

В этом году ВС РФ и НОАК проведут два крупных совместных учения. Первые манёвры начались 5 июля и продлятся до 12 июля. Они называются «Морское взаимодействие – 2013» и проходят в Японском море. Учения проводятся уже во второй раз, станут ежегодными и будут постепенно увеличивать свой размах.

Вторыми являются традиционные манёвры «Мирная миссия – 2013», проводимые с 2005 г. в различных местах. Ранее они проходили каждые два года, а теперь стали ежегодными. Они пройдут с 27 июля по 15 августа в Челябинской области на полигоне Чебаркуль. Всего в воздушной части учений примут участие несколько десятков летательных аппаратов, а в наземной – несколько тысяч военнослужащих и сотни единиц техники.

...и на море

В «Морском взаимодействии – 2013» приняли участие около 20 боевых кораблей, более 10 самолётов и вертолётов и подразделения морского спецназа РФ и КНР. Если в прошлом году наших кораблей было 7 против 15 китайских, то в этих – наоборот, китайцы выставляют 7 кораблей, а наших кораблей – 12, не считая субмарин.

Китайский отряд состоит из ракетных эсминцев современных проектов, 2 новых фрегатов и судна комплексного снабжения. Кстати, прибывшие китайские эсминцы и фрегаты разработаны с помощью наших ОКБ и частично вооружены российскими или лицензионными системами оружия. Российскую эскадру возглавил флагман Тихоокеанского флота, гвардейский ракетный крейсер «Варяг», а ядро составили большие противолодочные корабли проекта 1155 и эсминец проекта 956 (такие, кстати, есть и у Китая).

Для китайцев посылка отряда из 7 кораблей на учения в другую страну – пока рекорд. А дальние походы, которые начали совершать китайские моряки в последние годы, обычно выполняются малыми отрядами по 2–4 единицы. Основными задачами флотов на учениях являются не антипиратская тематика и даже не борьба с корабельными соединениями, отражение воздушных атак и поиск и уничтожение субмарин. Главная задача – отработка реального взаимодействия флотов и штабов, в том числе сопряжение автоматизированных систем управления боевыми действиями, систем разведки и связи.

Китайским морякам эти учения крайне интересны, ведь быстро строящийся китайский флот имеет крайне небольшой опыт дальних плаваний в отличие от российского, копившегося десятилетиями. Нашим же интересно наладить взаимодействие и контакт с теми, с кем, вероятно, можно оказаться по одну сторону и уж точно – не по разные.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram