23 февраля в Санкт-Петербурге вышло множество газет. Все они уделили внимание Дню защитника Отечества, поздравляли военнослужащих, ветеранов, призывников, рассказывали о мероприятиях, приуроченных к этому празднику, ставшему в России национальным. Лишь главное официальное военное издание в городе на Неве в этот день не вышло в свет — газета Западного военного округа «На страже Родины».
Событие это по-своему уникально. Ведь за 95-летнюю послереволюционную историю печатного издания подобный казус случился впервые. В 1918 году в газете «Армия и Флот рабочей и крестьянской России» — предшественнице окружной газеты — был впервые опубликован декрет о создании РККА. Впоследствии в каждом номере, выпускавшемся 23 февраля, публиковались праздничные приказы, поздравления, информации о героях-красноармейцах, советских солдатах, воинах Российской армии. Традиция не была нарушена даже в блокадные дни: праздничная газета выходила в осажденном Ленинграде в 1942 и в 1943 годах, а в 1944 году она рассказывала о воинах, отличившихся при полном снятии блокады. В осажденном городе газета выходила ежедневно, причем не только на русском, но и на татарском и казахском языках, а некоторые номера переводили еще и на армянский, грузинский, таджикский. Даже в день, когда авиационная бомба попала в типографию и рабочие дежурной смены погибли, выпуск газеты не сорвали.
23 февраля… без военной печати
И вот 23 февраля 2013 года почти вековая традиция была нарушена. Ситуация повторилась и 8 марта: женщины, которые служат в войсках Западного военного округа, не получили «свой» праздничный номер газеты. Не поступили в эти дни к читателям также газеты Северного флота «На страже Заполярья», Балтийского флота «Страж Балтики». В других регионах — на Дальнем Востоке, на Юге России, в Центральном военном округе — произошло то же самое, праздничные газеты не выходили.
Почему подобное оказалось возможно? Чтобы понять это, нужно знать ситуацию, сложившуюся сегодня в военных средствах массовой информации. В результате прошедших реформ региональная военная печать, например, полностью прекратила свое существование, многотиражные газеты также дышат на ладан.
Еще 20 лет назад на территории, которую охватывает Западный военный округ, было 5 ежедневных окружных и флотских газет (Ленинградского и Московского военного округов, Московского округа ПВО, Северного и Балтийского флотов), четыре ежедневные армейские газеты, более полусотни многотиражек. Кроме того, в войсках получали «Красную звезду» — центральную газету Министерства обороны, а также журналы, их в военном ведомстве было более десятка. Много это или мало?
Американскому солдату и офицеру газеты нужны
В настоящее время в США выходит более 1400 периодических военных изданий, в том числе около 400 журналов и свыше 1000 газет с разовым тиражом более 12 млн экз. В стране каждое 12-е издание, финансируемое из бюджета, — военное. Министерство обороны США издает 22 журнала в основном для внутреннего пользования. Разные виды вооруженных сил также имеют собственные издания: сухопутные войска — 13, ВВС — 38 и ВМС — 27 журналов. Крупнейшие из них: «Soldiers» (сухопутные войска), «Airman» (ВВС) и «All hands» (ВМС), тираж каждого — свыше 100 000 экз.
Объединенные командования ВС США в зонах, а также объединения, соединения и отдельные части (вплоть до бригады) издают свои газеты. Они выходят 2–3 раза в неделю тиражами из расчета 1 экз. на 2–3 военнослужащих. Выпускают свои издания военно-учебные заведения, научно-исследовательские центры. Ряд военных изданий выпускается по контракту с МО США гражданскими издательствами. Все это в дополнение к развитым радио и телевизионным сетям Вооруженных Сил США.
Если «звезда» на всех одна…
Сегодня в Западном военном округе нет ни одной ежедневной армейской газеты, а с 1 декабря прошлого года в соответствии с директивами, изданными до вступления в должность нынешнего министра обороны РФ генерала армии Сергея Шойгу, прекратили свое существование все окружные и флотские газеты. Они стали структурными подразделениями газеты МО РФ «Красная звезда».
Получая субботний номер «Красной звезды», московский или петербургский читатель, к примеру, обнаруживает в ней вкладыш, который оформлен как газета Западного военного округа «На страже Родины». Внутренние полосы этого вкладыша отданы газетам Балтийского и Северного флотов. Одна обозначает выход газеты «Страж Балтики», другая — «На страже Заполярья». В Восточном военном округе вкладыш делят газеты «Суворовский натиск» и «Боевая вахта» (Тихоокеанский флот). Вкладыш ЦВО — газета «Уральские военные ведомости», ЮВО — «Военный вестник юга России».
Редколлегия газеты «Красная звезда», таким образом, пытается сохранить видимость региональной военной печати. Но удастся ли сделать это силами одних журналистов — большой вопрос.
Имитация реформ или реальные реформы?
Отношение к средствам массовой информации показывает, насколько серьезно взялась власть за реформирование тех же военных структур. Дают возможность журналистам, профессионалам высказаться по ключевым вопросам военного строительства — значит, руководство нацелено на серьезные преобразования, готово бороться и борется с коррупцией. Если средства массовой информации не имеют государственной поддержки, не имеют возможности акцентировать внимание общественности на ключевых проблемах, значит, идет лишь имитация реформ: чиновникам нет необходимости вовлекать в происходящие процессы посторонних, им не нужна гласность, не требуется поддержка в проводимых акциях и мероприятиях.
Петровские преобразования связаны с изданием первой печатной газеты в России. Петр I не только учредил «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах», которые с 1703 года стали выходить регулярно, но и лично писал заметки. Даже первый репортаж в истории русской журналистики принадлежит его перу, он был сделан по окончании Полтавского сражения.
Освободительные реформы 1861 года потребовали преобразований в российской армии, и военное министерство обзаводится официальными изданиями — газетой «Русский инвалид» и «Военным журналом».
После окончания гражданской войны, несмотря на сложности с полиграфической базой и бумагой, в Красной Армии были сохранены многие газеты и журналы, а в военных округах создали собственные печатные издания. Этого не было до революции. Когда развернулась дискуссия о военной доктрине и о путях дальнейшего строительства Вооруженных Сил, страницы всех военных изданий были предоставлены желающим высказать свое мнение.
Нельзя обойти вниманием зарубежный опыт. Важная особенность подготовки командных кадров в вузах США, ФРГ, Франции, Великобритании — формирование их как руководителей воинских коллективов. Программы и методики обучения во многом напоминают систему обучения в политических училищах Советской Армии. Объем военных дисциплин в вузах США не превышает 15% общего количества учебных часов. На гуманитарные дисциплины в военных колледжах отводится до 50% учебного времени на первом курсе, до 30% — на втором, до 60% — на третьем и до 70% — на четвертом.
Военный колледж обеспечивает кадетов программой приобретения различных коммуникативных навыков и умений посредством частого говорения и письма. В начале каждого учебного года, к примеру, все слушатели проходят тестирование по английскому языку, затем — дифференцированные занятия на курсах повышения эффективности письма, использования языковых средств в общении и др.
В командно-штабном колледже армии США с 1980 учебного года реализуется специальная программа обучения слушателей ораторскому искусству, которая включает занятия по профессиональному чтению, выработке навыков письменной и устной речи. Каждый слушатель в процессе обучения регулярно выступает перед различными аудиториями с устными сообщениями, готовит статьи для военной печати.
В западных армиях нет необходимости специально готовить офицеров по работе с личным составом, поскольку там готовят офицеров-воспитателей, способных обеспечить высокое морально-психологическое состояние частей и подразделений. Там оценили важность работы и со средствами массовой информации. Успех в вооруженном противоборстве зависит и от умения использовать возможности СМИ.
Проблемное наследство досталось нынешнему министру обороны генералу армии Сергею Шойгу. Среди прочих ему предстоит решать вопрос совершенствования военных средств массовой информации, которые были эффективным средством воспитания и обучения личного состава. Чтобы в следующем году командующие и командиры имели возможность поздравить ветеранов, своих подчиненных с Днем защитника Отечества и через военные средства массовой информации.
В связи с проблемой уместно вспомнить предостережение специалистов по информационной безопасности: «Если государство не сможет войти в мировую информационно-телекоммуникационную систему как самостоятельный игрок, то независимость и суверенитет такого государства окажутся под вопросом».