Аргументы Недели → Армия № 8(350) от 28.02.2013

Войсковая операция по нейтрализации инопланетян

, 17:35

На прошлой неделе в армии прошла крупная внезапная проверка боеготовности частей, соединений и органов военного управления. Она была организована по инициативе министра обороны Сергея Шойгу и проводилась Генеральным штабом. По стране пошли разговоры, что падение челябинского метеорита означает начало «войны миров».

Марс атакует?

Проверка проходила с 17 по 21 февраля, сразу после взрыва челябинского метеорита и в канун одного из «дней низшей боеспособности» Вооружённых сил – 23 Февраля. Учитывая, что часть мероприятий проходила в районе Челябинска, это вызвало различные версии и сенсации. Тем более в район падения метеорита перебросили элиту армии – 217-й парашютно-десантный полк 98-й воздушно-десантной дивизии из Иванова. Также с авиабазы Шагол в направлении Урала активно вылетали на работу наши бомбардировщики. Этого оказалось достаточно, чтобы воспалённое воображение родило сюжет в стиле фантаста Герберта Уэллса.

Реально же батальонная тактическая группа совершила длительный марш на Чебаркульский полигон, где и отрабатывала свои задачи. Формально было объявлено, что проходит проверка частей Центрального военного округа (ЦВО), но реально были задействованы части и соединения и Южного, и Западного округов. По тревоге были подняты самолёты с авиабаз Морозовск, Приморско-Ахтарск, Мариновка идругие части: 201-я военная база (ВБ) в Таджикистане, 28-я мотострелковая бригада ЦВО, авиация 2-го Командования ВВС и ПВО ЦВО.

Всего, по официальным данным, по тревоге было поднято более 7 тыс. военнослужащих, более 70 самолётов и вертолётов и несколько сот единиц бронетехники. Не исключено, что их число было больше.

Первая проверка за 20 лет?

Подобные проверки проводились регулярно даже в самые мрачные для армии годы. Однако масштабы и география подобных мероприятий были значительно скромнее – в рамках одного округа или армии. Данная же проверка затронула не столько воинские части, сколько органы управления. Необходимо было выяснить их работоспособность после «сердюковских реформ». Поэтому прошедшую проверку можно считать действительно уникальной, но никак не первой за 20 лет.

Завтра в 6 утра будет внезапная тревога

Эту фразу часто слышали те, кто имел опыт армейской службы. Внезапные проверки, объявлявшиеся вышестоящими штабами, как правило, не являлись внезапными. Причин тут две. Первая – у любого командира части или офицера всегда найдутся знакомые в вышестоящих штабах. Вторая – классическая болезнь любой армии мирного времени – боязнь «испортить показатели».Поэтому представители верхнего штаба иногда сами сообщали в проверяемую часть: мол, завтра проверка, смотрите, не посрамите. Всё это приводило к очковтирательству.

А вот если тревога объявлялась министром или Генштабом – в этом случае всё, как правило, происходило всерьёз. Так было и на этот раз, тем более что внезапностью серьёзно озаботились.

Недостатки в связи

В результате выяснилось, что кое-где оперативные дежурные штабов и дежурные по частям показали низкие навыки в доведении сигналов и приказов по новейшим автоматизированным системам боевого управления. Попросту люди ещё не научились пользоваться сложными для них компьютерными системами.

А на 201-й ВБ дежурный и вовсе вовремя не принял сигнал тревоги, из-за чего база не была поднята по тревоге в нужное время и не уложилась в норматив выхода в район сосредоточения. Правда, тут были объективные причины – база находится в Таджикистане, и частично связь с ней идёт через линии, принадлежащие местной армии. А оборудование там старое и специалисты тоже таджикские. Проблему приказано срочно решить – база на передовом рубеже, и после вывода войск ISAF из Афгана там станет «горячо».

Также выяснилось, что в частях ЮВО есть около 100 неисправных радиостанций Р-168-5УН. На них часто жалуются из-за их невысокой надёжности.

Много или мало?

Глава Генштаба В. Герасимов отметил хорошие действия авиации, участвовавшей в учениях, – модернизированные самолёты Су-25СМ и Су-24М2 успешно поразили все свои цели. Но его беспокоит «большое количество» неисправных летательных аппаратов – общий процент исправности авиации составляет 66%.

Много это или мало? Это зависит и от методики подсчёта, и от того, какую именно технику посчитали неисправной. Есть, например, мелкие неисправности, а есть машины, ожидающие заводского ремонта. Видимо, лучше сравнить с ВВС других стран. Правда, это сложно – такие данные мало кем публикуются. Но известно, что ВВС Франции в начале 2000-х имели порядка 75% исправных машин, а сейчас – лишь 61%.

На одной из авиабаз из-за неполадок по тревоге не взлетели пять вертолётов Ми-24 и Ми-8. Отмечен и низкий уровень боеготовности вертолётов – воздушных командных пунктов Ми-9 и Ми-19. Надо, правда, отметить, это старые машины – их сейчас активно меняют. На новые вертолёты серьёзных нареканий не было, кроме пока невысокого уровня освоенности их войсками.

Сдали на «госоценку»

Начальник ГШ также высказался по поводу невысокой подготовки ряда выпускников окружных учебных центров, в частности механиков-водителей. В 28-й бригаде это привело к выходу из строя нескольких боевых машин на марше. Также в этой бригаде не очень хорошо отстрелялись на полигоне, сказалась слабая подготовка военнослужащих, в том числе лейтенантов.

Так как же оценить прошедшую проверку – как провал или как успех? Ни то, ни другое. По итогам проверки «неудовлетворительно» не получил никто, хотя по ряду частей и соединений были серьёзные замечания. Но все «сдали на госоценку» «удовлетворительно», а некоторые – и на «хорошо». Однако итоги показывают, что армии есть над чем работать. Кто знает, может, и вправду придётся воевать с инопланетянами, но пока надо лучше готовиться к реальным войнам.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram