Сенат США в прошлую пятницу принял поправку в военный бюджет. Американскому министерству обороны теперь запрещено покупать что-либо у «Рособоронэкспорта» из-за его поставок оружия Сирии. Что это за запрет, имеет ли он какую-то силу и будет ли иметь последствия?
Бесконечная история кота Васьки
Американцы не в первый раз налагают на Москву и российские компании санкции в наказание за поставки какой-либо продукции в страны, которым, по мнению США, поставлять эту продукцию нельзя. Естественно, такие действия противозаконны – все эти организации не поставляли ничего, запрещённого договорами или решениями СБ ООН. Да и эффекта эти односторонние действия не имели почти никакого. Эффект чаще всего был, как в басне про кота и сметану – «а Васька слушает, да ест». Но упорства американцам не занимать, и они продолжают грызть кактус.
Первый случай такого рода был ещё в 1992 году – пытались наказать Главкосмос за поставки ракетных двигателей в Индию. С тех пор уже десятки компаний из России попадали под подобные действия американской администрации. В том числе и «Рособоронэкспорт» – как головная организация в России по торговле оружием и как посредник при заключении сделок. Например, в 2008 г. – за поставку в Иран ЗРК малой дальности «Тор-М1Э», поставки которых никакими решениями СБ ООН не запрещены.
Чемпионы по санкциям
Несколько раз санкции вводились против тульского Конструкторского бюро приборостроения (КБП) – своеобразного «чемпиона» по вниманию чутких американских конгрессменов. Первый раз они «удостоились» высокого внимания в 1999 г. вместе с рядом других компаний за абсолютно законные поставки противотанковых ракетных комплексов (ПТРК) «Корнет-Э» и «Метис-М» в Сирию. Затем в 2000-м, потом в 2002-м и 2003 гг. – за поставки ПТРК якобы в Ирак, находившийся под официальными санкциями СБ ООН. Но тогда американцы не смогли сфабриковать никаких, даже сомнительных, доказательств, и санкции сняли.
В 2003 г. санкции были вновь введены против КБП – теперь уже за Иран и поставку туда средств ПВО. В 2007 г. бюро вновь попало под санкции, теперь уже сразу и за Иран, и за Сирию, да ещё вместе с «Рособоронэкспортом» и коломенским КБ машиностроения (ведущей организацией по тяжёлым противокорабельным ракетам).
Вертолётный контракт
В этот раз «буря» началась в Сенате ещё весной. Тогда группа сенаторов предложила отменить заключённый в 2011 г. контракт с «Рособоронэкспортом» на поставку вертолётов Ми-17В-5 для афганской армии. Это предложение о санкциях прошло за лето сначала нижнюю Палату представителей, а теперь и Сенат. В итоге в бюджет внесена поправка, запрещающая закупки продукции военного назначения у РФ, в том числе и вертолётов.
Понятно, что афганскими «восьмёрками» активно пользуются сами американские военные, оценившие превосходную надёжность, живучесть и прочие качества наших машин, особенно проявляющиеся в местных горах. Покупали вертолёты американцы сначала для Ирака, теперь и для Афганистана. Причём как бывшие в употреблении, так и новые. Но раньше это делалось через нескольких посредников, по серым схемам. А теперь американское МО закупает их напрямую у «Рособоронэкспорта». Сумма этой сделки оценивается в 375 млн. долл. (21 вертолёт). Но вместе с опционом на дополнительную партию машин, с запчастями, обслуживанием и обучением – почти 900 млн. долларов.
Много ли мы импортируем?
Импорт продукции военного или двойного назначения из США у России почти нулевой – цифры составляют несколько десятков миллионов долларов за период 6–7 лет. И то – большая часть суммы приходится не на вооружение, а на электронные комплектующие, причём, например, для вполне мирных систем космической связи. Кстати, большая часть этих закупок шла не через «Рособоронэкспорт». Поэтому предыдущие санкции никакого особого влияния на нас не имели. Все, кто что-то покупал в США, например электронные компоненты, или быстро находил другого поставщика, или менял схему приобретения.
Кстати, несмотря на постоянные разговоры об импорте оружия, сам по себе импорт узлов, компонентов и комплектующих двойного назначения в Россию маленький – 100–150 млн. долл. в год. На фоне гособоронзаказа в 2013 году для всех силовых структур более чем в 2 трлн. рублей и экспорта оружия на 13 млрд. долл. – это даже не копейки, а пыль.
«За что, начальник?»
За что же в этот-то раз решили наказать «Рособоронэкспорт»? Формулировка потрясает своим неприкрытым лицемерием. Мол, Россия поставляет «режиму кровавого диктатора» Б. Асада вооружения, которые тот использует против своего народа. И неважно, что Б. Асада поддерживают большинство сирийцев. И неважно, что кровь в Сирии льют набранные по всему свету наёмники и вояки «за зелёное знамя с портретами президентов». И именно против них, а не против народа воюет сирийская армия.
В формулировке также есть слова, что «американские налогоплательщики даже косвенно не должны ставиться в положение, при котором они косвенно финансируют массовые убийства сирийских граждан». Потому, мол, сотрудничество с «Рособоронэкспортом», как с «организацией, причастной к злодеяниям в Сирии», вестись не может.
Хочется задать вопрос – а мы-то тут при чём? Не хотите, чтобы ваши налогоплательщики финансировали убийства сирийских граждан, – отберите деньги у ЦРУ, финансирующего бандитов «Свободной сирийской армии» (ССА). Отберите деньги у правительства США, которое открыто поставляет ПЗРК, системы связи, навигации и снайперские винтовки душегубам из ССА. Введите санкции против Турции и «нефтяных королевств» Персидского залива, которые замешаны в этом ещё больше, чем сама Америка.
Сами себя высекли
В общем, американские законодатели ведут себя как унтер-офицерская вдова, которая сама себя высекла, – вертолёты-то нужны армии США. А мы в любом случае найдём, кому продать Ми-8 и Ми-17 – товар пользуется повышенным спросом в мире.
Будет ли реально заблокирована уже близкая к завершению вертолётная сделка? Это пока неизвестно. Поправка в бюджет носит лишь рекомендательный характер. Обретёт силу закона она лишь тогда, когда Б. Обама подпишет бюджет. Против чего активно протестуют военные, нуждающиеся в наших вертолётах. Кто победит – военное лобби или Конгресс, пока неясно. На стороне сенаторов выступают американские вертолётостроители, которым неприятно, что вместо их «замечательного» «Блэкхока» покупают «какой-то» Ми-17В-5.
«Рособоронэкспорт» пока никаких уведомлений о разрыве не получал и продолжает выполнение контракта. В случае же реального разрыва американцы будут вынуждены заплатить нам солидную неустойку.
Но, возможно, что, даже вступив в силу, поправка повлияет лишь на дальнейшие контракты с Россией. В этом случае американцы всё равно будут покупать вертолёты у России, но только через нескольких посредников с накрутками, распилами и откатами всем заинтересованным сторонам. Может, в этом и причина?