Аргументы Недели → Армия № 44(336) от 15.11.2012

Я тебя слепила из того, что у американцев было

, 17:15

Недавно в Китае совершил первый полёт прототип нового боевого самолёта J-31. Истребитель создан корпорацией AVIC Shenyang Aircraft Corporation. Для многих наблюдателей этот полёт оказался неожиданностью. Что же создали китайцы?

Характеристики и выводы

В китайских СМИ сразу же начались бурные восторги. Газета «Жэньминь жибао»  заявила, что «Китай стал второй страной в мире после США, где состоялись одновременные пробные полёты двух видов истребителей четвёртого поколения». Четвёртым китайцы называют пятое поколение послевоенных реактивных истребителей.

Официальный орган ЦК КПК также намекнул, что есть «большая вероятность того, что новый самолёт может стать палубным истребителем». Сообщила газета и минимальные данные о его технических характеристиках. Размах крыльев J-31 составляет 10,70 м, длина – 15,47 м, высота – 4,57 м, площадь крыльев – 42,7 кв. метров. Максимальная взлётная масса – 27 215 кг, максимальная боевая нагрузка – 5897 кг. Конечно, эти данные могут (и должны) содержать приличную долю дезинформации. Тем не менее по ним можно делать выводы. Например, то, что у китайского самолёта получается очень высокая удельная нагрузка на крыло, что сразу ставит под сомнение и его маневренность, и высокие лётные данные.

Даже если сравнивать его, к примеру, с новым российским истребителем поколения «4++» МиГ-35С – «китаец» почти такого же размера. Но имеет меньший размах крыльев, а площадь крыла у самолётов одинакова. При этом МиГ-35 весит значительно меньше J-31. К тому же у наших самолётов – интегральная компоновка, и часть подъёмной силы у них создаёт и фюзеляж. А двигатели – почти такие же, даже чуть мощнее.

Дикая помесь

Все, кто увидел новый китайский самолёт, сразу же отметили его несомненное сходство с американскими истребителями 5-го поколения F-22A «Рэптор» и F-35А «Лайтнинг-2». Причём трудно даже решить, на какой из них он больше похож. Общие очертания планера скорее ближе к двухдвигательному F-22, носовая часть – к F-35. А размеры у «китайца», почти как у «Лайтнинга». Срисовали, не стесняясь.

«Лайтнинг» официально считается лёгким истребителем, хотя он совершенно не лёгкий – с нормальной боевой массой 25 т и максимальной – 31 тонна. И он одномоторный, оснащённый самым мощным истребительным двигателем. У китайцев подобного мотора нет и не предвидится, потому их самолёт двухдвигательный. Вот и получился странный гибрид. К слову говоря, даже часть китайских любителей авиации была несколько разочарована тем, что корпорация из Шэньяна настолько нагло скопировала «злой рок» американского самолётостроения – истребитель F-35.

Мало тяги

«Жэньминь жибао» и другие китайские источники дружно утверждают, что на J‑31 стоят некие китайские двигатели WS‑13A максимальной тягой на форсаже 8300 кгс. Такие двигатели обеспечат двухдвигательному самолёту 16 600 кгс тяги, что явно маловато. Тяговооружённость (отношение тяги к массе) самолёта с максимальным весом составит всего лишь 0,6, а с нормальным, в варианте для воздушного боя (примерно 23 тонны) – порядка 0,72.

У российских истребителей 4-го поколения тяговооружённость составляет 1‑1,1, у американского «Рэптора» – 1,05, а у Т-50 ПАК ФА – ещё больше.

Низкая тяговооружённость свойственна и «большому брату» – J-20. При этом оба самолёта имеют воздухозаборники, «цельнокраденые» у F-35. А они не приспособлены для достижения высоких сверхзвуковых скоростей. Поэтому вряд ли оба китайца перевалят за 1,5–1,6 скорости звука на большой высоте.

Станет ли J-31 реальным боевым самолётом?

Новый истребитель вполне может стать боевым самолётом, приближающимся по характеристикам к самолётам поколений «4++» и «5», но высоких тактико-технических характеристик от него ждать не стоит, если самолёт не получит значительно более мощные двигатели. К тому же самолёт – это не просто планер и двигатели. Это ещё и РЛС, оптико-электронный комплекс, комплекс обороны, вооружение. А есть ли всё это у китайцев? Пока – нет. Поэтому раньше чем через 

6–7 лет из этой машины боевого самолёта не получится.

К тому же с нынешними двигателями J‑31 не место на авианосце с трамплином, каким является «Ляонин». Но, возможно, у китайцев в будущем появятся корабли с катапультами.

Таинственный мотор

О двигателях нового истребителя до первого полёта почти никто не слышал. Зато параметры тяги и внешние детали наводят на мысль о том, что в «ливрею» WS-13A обрядили российские РД-93, поставляемые в Китай специально для китайско-пакистанского экспортного истребителя FC‑1. Это немного переделанные двигатели РД-33 конструкции Туманского, установленные на МиГ-29. Выдаёт их и «фирменная черта» – дымные следы на ряде режимов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram