Русский медведь готовится стать белым

, 18:54

Русский медведь готовится стать белым

В ближайшие десятилетия ожидается обострение соперничества ведущих мировых держав за минеральные ресурсы. Одним из регионов, где такое соперничество может проявиться, является Арктика.

Делёжка шкуры неубитого белого медведя

Сейчас в моде научные теории о грядущем «глобальном потеплении». Считается, что в связи с этим ледовые шапки на полюсах сильно сократятся и можно будет задуматься и о том, чтобы наложить лапу на богатейшие ресурсы региона. Неважно, что пока никому не понятно, как вытащить эти ресурсы с океанского дна, главное – «застолбить поле».

 

Поэтому соперничество за ресурсы Арктики обостряется. Пока оно идёт больше в политической и научной сферах. Арктика является важным регионом и в военном отношении – именно в примыкающих к Северному Ледовитому океану Белом и Баренцевом морях находится бастион морских ядерных сил нашего Северного флота. Ходят ракетоносцы на патрулирование и под ледовую шапку, оставаясь там необнаруживаемыми и неуязвимыми. Ходят не одни – кроме наших атомоходов там попадаются и американские и британские. Тайное подводное соперничество не прекращается ни на минуту. Через Северный полюс лежат траектории межконтинентальных ракет, нацеленных на США, летают туда и бомбардировщики с крылатыми ракетами.

На Севере холодно, поэтому использование вооружённых сил там сопряжено с серьёзными трудностями. Но все заинтересованные стороны в меру сил готовятся к возможной «делёжке шкуры неубитого белого медведя». Даже в КНР в последнее время заинтересовались полярными исследованиями, в том числе военно-прикладного характера, хотя у них прав на Арктику – как у Мадагаскара.

Силы сторон

Основными мировыми военными игроками в Арктике являются Россия и США. Американцы, владея штатом Аляска, обладают определёнными правами на часть арктических районов. Но их силы на Аляске относительно скромны. Например, сил ВМС на постоянной основе нет – только суда Береговой охраны. В случае чего боевые корабли подтянут с юга, с баз Тихоокеанского флота. Но до них далеко. Скромны и сухопутные силы – две бригады, аэромобильная и мотопехотная бригада «Страйкер», оснащённая одноимёнными БТР.

Зато там расположен один из основных позиционных районов ПРО США. Для его защиты, а также для противодействия возможным ударам Дальней авиации России там базируется приличная группировка ВВС. Это пять эскадрилий истребителей (2 F-22A, 1 F-15С и 2 F-16C) и эскадрилья самолётов дальнего радиолокационного обнаружения. Всего до сотни боевых самолётов. Но американцы регулярно проводят учения по отработке действий в Арктике и по наращиванию сил на театре.

Канадские союзники США, обладая 2-й в мире территорией и большой береговой линией в Арктике, не обладают большой армией. Вся армия Канады составляет 60 тыс. человек – уровень Белоруссии.

Север Европы тоже заинтересован в Арктике. В первую очередь это Норвегия, у которой основные силы флота, ВВС и единственная бригада сухопутных войск «Норд» нацелены на Арктику. Впрочем, этих сил недостаточно, чтобы реально угрожать нашим интересам при серьёзном столкновении. Но приходится учитывать и их.

Российский щит на Севере

Самый мощный флот России – Северный, полностью базируется в Заполярье. Он имеет в строю более 30 стратегических, тактических и специальных субмарин – атомных и неатомных. Ядро надводного флота составляют авианосец, два тяжёлых атомных крейсера и один ракетный, эсминцы и большие противолодочные корабли. Также в составе имеются десантные, малые противолодочные, ракетные и минно-тральные корабли.

Силы солидные, но надо помнить, что в их задачи входит присутствие в Атлантике и других регионах, а также ядерное сдерживание. На востоке интересы России может поддержать и Тихоокеанский флот, но его силы находятся достаточно далеко от Арктики.

ВВС России представлены на Севере примерно сотней боевых самолётов и вертолётов: МиГ-31, Су-27, Су-24МР, Ми-24 и Ми-8. Кроме того, вся морская авиация флота находится там же. Силы наземной ПВО имеют несколько зенитно-ракетных полков с ЗРК С-300. В настоящее время восстановлено разрушенное в 90-х сплошное радиолокационное поле на Северо-западном направлении. Ведутся работы по созданию надёжного радиолокационного барьера от низколетящих целей.

Сухопутные войска России представлены в Арктике единственной отдельной мотострелковой бригадой – знаменитой 200-й Печенгской. Кроме того, там же, на Кольском полуострове, дислоцирована бригада морской пехоты. Других наземных частей в Арктике нет, кроме пограничников. Поэтому принято решение, что арктических специализированных бригад в будущем будет три.

Арктические бригады

Формирование мотострелковых арктических бригад лёгкого типа начинается в 2012 году. Базой для них послужит 200-я бригада, открывается и обучение офицеров для арктических частей на базе одного из дальневосточных училищ.

Надо понимать, что в Арктике в первую очередь важна мобильность. Пространства огромны, и части должны легко перебрасываться по воздуху или морем в нужную точку. А ландшафт на том же Кольском такой, что танкам там делать совершенно нечего – не пройдут. Разве что лёгкие и плавающие.

Не будет в арктических частях и тяжёлых 152-мм САУ типа «Мсты-С». Вполне хватит более лёгких и мобильных 120-мм САУ «Хоста». Вся техника будет повышенной проходимости. На первом этапе это бронемашины типа модернизированных гусеничных МТЛБМ и знаменитые сочленённые транспортёры-болотоходы «Витязь».

А с 2015 г. планируется переход на новую унифицированную сочленённую боевую платформу «Арктика». Её разработка сейчас ведётся. Поэтому новых «Витязей» в заметных количествах Министерство обороны пока не закупает. Зато ожидается закупка различных лёгких вездеходных средств для разведчиков, например снегоходов и квадроциклов.

«Арктика» – арктические терминаторы

Семейство двухзвенных сочленённых боевых машин «Арктика» будет насчитывать три базовые модели. Внешне они будут похожи на «похудевший «Витязь». Основными требованиями являются проходимость и обитаемость – экипажам придётся много времени проводить в машинах. Поэтому они достаточно высокие, чтобы не сидеть трое суток в три погибели. Широкие резинометаллические гусеницы обеспечат проходимость по тундре и болотам – давление на грунт будет меньше, чем у человека.

Машины оснастят информационно-управляющей системой. Она свяжет в сеть все агрегаты «Арктики» и обеспечит экипаж быстрой информацией об их состоянии и неполадках. Также машину оснастят мощным двигателем с автоматической трансмиссией, управляться она будет с помощью обычного руля.

Высокие требования и к защите – бронирование должно обеспечить защиту по кругу от 14,5-мм пуль и даже от малокалиберных снарядов (с дополнительным бронированием). Возможна установка динамической защиты и решётчатых экранов – для защиты от гранатомётов. Усилена и противоминная защита. Впрочем, есть и небронированный вариант ДТ-5П – он уже демонстрировался публике.

Базовый гусеничный бронетранспортёр-тягач ДТ-4ПБ будет вооружён выносной пулемётной установкой. Она находится на головной машине «тяни-толкая», а на прицепе может быть установлено любое необходимое вооружение или, к примеру, станция разведки целей. Вооружение будет модульным, его можно будет легко демонтировать или легко адаптировать платформу под новый комплекс.

Ударной машиной будет двухзвенный ДТ-БТР. Он будет оснащён усиленной защитой и башенным модулем от известной боевой машины поддержки танков – БМПТ «Рамка» по прозвищу «Терминатор». Машину не приняли на вооружение ВС РФ, но башня пригодится. Отличная система управления огнём, две 30-мм мощные автоматические пушки, четыре противотанковые ракеты «Атака-Т» и пулемёт обеспечат в северных краях, не видящих танков, нужное огневое превосходство.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

Политика

Спикер парламента Крыма Константинов: втягивание ведущих стран НАТО в конфликт на Украине заставляет Россию ускорить темп СВО

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью

Общество

Происшествия

Политика