Безусловно, главной премьерой прошедшего МАКС-2011 был показ новейшего многофункционального истребителя 5-го поколения Т-50 (ПАК ФА). В демонстрационных полетах участвовали оба летных экземпляра, построенных к настоящему времени.
Собака лает...
Естественно, демонстрация Т-50 не укрылась от ока западных СМИ. В целом тон публикаций колебался от заинтересованно-добродушного до холодно-нейтрального. Не обходилось и без упоминаний о неприятном инциденте в последний день салона, когда Т-50 прекратил взлет из-за случившегося помпажа двигателя.
Репортеры живописали «ужасные языки пламени», вырывавшиеся из сопла. Если бы автор не видел эпизод лично – решил бы, что самолет сгорел до углей. А между тем помпаж – абсолютно ординарное явление, случающееся сплошь и рядом и на серийных машинах. Т-50 мог взлететь и на одном двигателе, тяговооруженности хватит с лихвой. Но зачем зря рисковать ценной машиной? Стоит заметить, прочие неприятные эпизоды, вроде неожиданно «потухшего» форсажа у одного из двигателей американского F-15E, пресса не заметила.
Некоторые западные журналисты породили настоящие шедевры баечного искусства. Отличились газеты «великой авиадержавы» Польши – они обозвали и МАКС, и российскую авиацию «потемкинскими деревнями». А про Т-50 и вовсе написали, что «истребителя 5-го поколения не существует».
Огромный потенциал Т-50
Этот самолет, безусловно, будет самой красивой машиной 5-го поколения. Станет и самым грозным. Кстати, его камуфляжная окраска холодных цветов наводит на мысли о «северном» происхождении истребителя. Недаром «АН» уже предлагали для него имя – «Полный песец» (Full Polar Fox).
Пилотаж Т-50 оставил двойственное впечатление. Конечно, таковым он смотрелся на фоне совершенно фантастических программ сверхманевренных истребителей Су‑35С и МиГ-29М-ОВТ. Причины совершенно понятны – машина находится на испытаниях и еще не добралась до сверхманевренных режимов. Самолет летает с большими ограничениями по перегрузке и углам атаки, заложенными в компьютерную систему автоматического управления.
Например, максимальная положительная перегрузка ограничена пока 5,5g – уровень тяжелого перехватчика МиГ-31. Более того, самолет еще не прошел испытаний на «штопор» – это обязательный элемент. А уж о том, чтобы воспользоваться отклоняемым вектором тяги двигателей – пока и речи нет, эта функция заблокирована. Но даже в таком виде у машины чувствовался огромный заложенный в ней потенциал, летные и взлетно-посадочные характеристики. Это проявлялось во всем – от длины разбега и пробега до радиусов выполняемых фигур. Было ясно, что на МАКС-2013, когда Т-50 уже завершит основную программу летных испытаний и ограничения будут сняты, – машина сможет показать такой пилотаж, которого пока никто и нигде не видел.
...А караван идет
На стендах МАКС можно было найти много подтверждений тому, что разработка и испытания бортового радиоэлектронного и прицельно-навигационного оборудования идут полным ходом. Демонстрировались элементы системы автоматического управления, системы управления вооружением и оборудование кабины. Мелькнул на стенде образец новейшей квантовой оптико-локационной станции для Т-50, но был тут же убран, несмотря на полученное разрешение на демонстрацию. Впрочем, выставить что-то, а затем убрать из соображений секретности – фирменный стиль московского шоу. Такое происходит постоянно даже с экспортными вариантами вооружения.
Не забыто и оружие для истребителя. Это управляемые ракеты «воздух-воздух» большой дальности (около 200 км), средней дальности (110 км), малой дальности (до 40 км). Для работы по наземным целям Т-50 сможет применять модульные ракеты с различными системами наведения, противорадиолокационные и противокорабельные ракеты. Есть для него и новые корректируемые бомбы, и планирующие бомбовые кассеты со спутниковой или лазерной системой наведения калибра 250 и 500 кг. Речь только о вооружении, которое Т‑50 сможет нести на внутренней подвеске. На внешней – ограничений еще меньше.
На МАКСе также было объявлено, что уже до конца этого года к двум первым Т-50 добавятся еще два, а в будущем году – еще пара. Начиная с Т-50‑3 на самолете установят полный комплект оборудования.