В России полным ходом идет формирование арктических войск под эгидой ФСБ. В прошлом году была опубликована арктическая стратегия, согласно которой Арктика уже к 2016 г. превратится в «ведущую стратегическую ресурсную базу РФ». Не исключено, за нее придется воевать, ибо еще около десятка государств заявляют на базу свои права.
Ожидается, что арктические войска ФСБ составят 10–12 тысяч человек. Их основа – полк морской пехоты в Мурманске и мотопехотная бригада в Печенге. Не стоит забывать: в регионе есть недавно усиленные пограничные подразделения численностью 6–7 тысяч человек, уже управляемые с Лубянки.
Непосредственное отношение к Арктике имеет и Северный флот – самое боеготовное подразделение российских ВМС численностью 45–50 тысяч человек. В составе флота есть, например, 536-я отдельная береговая ракетно-артиллерийская бригада. А одним из пунктов стратегии в Арктике является «активно функционирующая система береговой охраны ФСБ РФ в Арктической зоне».
В целом Россия сосредоточит в регионе до 70 тысяч военнослужащих, а первенство в управлении перейдет от военных моряков к чекистам. Неслучайно стратегия подготовлена в недрах Совбеза, который возглавляет экс-глава ФСБ Николай Патрушев. В войска полным ходом поставляют «морозоустойчивое» вооружение, в частности, тягачи «Витязь»; ожидаются новые ледоколы, «антиморозные» ракеты и стрелковое вооружение.
В официальных документах нет даже оценок расходов на усиление российского арктического кулака. Зато полно предположений относительно будущего Арктики. Здесь содержится 7% мировых запасов нефти и треть запасов газа; месторождения золота, алмазов, железа, молибдена. По некоторым прогнозам, таяние арктических снегов произойдет быстрее, чем ожидалось, и через пять лет можно будет начать разработку. Главное – застолбить место.
В прессе полно сообщений, что конкуренты наращивают присутствие в регионе. Помимо всех северных стран, свои ледоколы строят Китай и Южная Корея. Великобритания тренирует свой спецназ для «борьбы с террористами в Арктике», а ВМС США даны указания увеличить присутствие в регионе.
Между тем у Канады в Арктике всего четыре батальона, Норвегия проводит здесь учения силами четырех-пяти кораблей. Так что российское военное присутствие превосходит по мощи все страны НАТО вместе взятые. Хотя реальное военное противостояние между сторонами невозможно себе представить. Зато власть ФСБ в российской Арктике возрастает. И со временем может оказать влияние на выбор компаний, которые будут разрабатывать арктический шельф.