Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 30(271) от 04.08.2011

Авианосный скандал

Раздрай между Минобороны и судостроителями объясняют новыми закупками оружия у заклятых друзей

, 18:18

В Главном командовании Военно-морского флота ходят упорные слухи, что между директором Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романом Троценко и министром обороны Анатолием Сердюковым разгорается большой конфликт.

Он связан с желанием Минобороны приобрести для ВМФ России авианосец за рубежом. Наши оборонщики считают, что смогут спроектировать и построить его сами.

«Покупка «Мистралей» воодушевила высших чиновников министерства. Еще весной они задумались о покупке среднего или тяжелого авианосца водоизмещением от 60 до 85 тыс. тонн. Пока вопрос начали только прорабатывать. Поэтому неизвестны ни численность изделий, которые планируется закупить, ни сроки, ни страна-изготовитель. Но принято принципиальное решение», – говорит офицер ВМФ.

По его словам, заявление директора ОСК о том, что корпорация приступает к разработке проекта, было «направлено на срыв таких договоренностей».

Офицер ВМФ уверен, что «основная работа по проработке контрактов начнется следующим летом. Загвоздка не в «железе», а в управляющих системах. Их производство в большей степени контролирует США».

Как пояснили «АН» в ОСК, «высказывания Троценко совершенно точно не были «направлены на срыв» каких-либо планов. Речь шла о проработке проекта российского авианосца, изначально предусмотренной в Госпрограмме вооружений».

«Если даже чисто теоретически рассуждать о возможности приобретения Россией за рубежом современного «среднего или тяжелого авианосца», предложения на мировом рынке по этой статье на сегодняшний день отсутствуют. Помимо России только США и Франция сегодня располагают кораблями этого типа. Причем единственный французский авианосец «Шарль де Голль», который по водоизмещению – 40 тыс. тонн – уступает почти 20 тыс. тонн отечественному ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Тяжелыми авианосцами водоизмещением от 80 тыс. тонн на сегодня обладают только США, которые их не экспортируют. И не планируют», – пояснили в ОСК.

Начальник Главного штаба ВМФ (1992–1996 гг.) адмирал Валентин Селиванов считает, что нам пока не нужны ни импортные, ни свои авианосцы.

«Сначала надо построить для ВМФ хотя бы 50 кораблей охранения океанской зоны
1–2 ранга. И только потом решать вопрос с авианосцем. На данный момент флот не может полноценно обслуживать единственный оставшийся на вооружении тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», с трудом обеспечиваются его выходы в море. Сегодня для Министерства обороны на первом месте должны стоять более реалистичные задачи – создание флота, который смог бы выполнять боевые задачи. Ведь буквально через несколько лет решить их будет нечем. По старости в утиль уйдут корабли советской постройки, которых в строю подавляющее большинство», – говорит адмирал.

При этом, по словам Селиванова, строить авианосец водоизмещением 80–85 тыс. тонн в России сейчас просто негде. «В Санкт-Петербурге – максимум 30–35 тыс. тонн. На «Севмаше» нет опыта строительства надводных кораблей. Думаю, что будет сорван даже международный заказ на модернизацию тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» для ВМФ Индии», – считает Селиванов.

В Главном командовании ВМФ говорят, что «уровень непрофессионализма при принятии решений о необходимости в строю того или иного корабля просто зашкаливает. Сейчас за проекты развития военно-морского флота отвечают гражданские сотрудники, бывшие инспектора налоговой службы, которые и в море-то никогда не выходили. Если только на морских яхтах Абрамовича».

Сейчас стоимость постройки авианосца с ядерной двигательной установкой достигает 2 млрд. долларов. Месячные расходы по его содержанию составят около 10 млн. долларов. В настоящее время только девять государств имеют в составе военно-морских сил авианосцы. Скоро к ним присоединится и Китай. На верфях северо-восточного порта Далянь заканчивается модернизация купленного у Украины авианесущего крейсера «Варяг», который теперь носит имя «Ши Лан». И, по данным Пентагона, скоро в Поднебесной приступят к строительству нового авианосца уже по собственному проекту.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram