Говорят, чем меньше собачонка, тем пронзительнее она тявкает. В области международной политики такая поговорка тоже верна. Это отлично видно на примере некоторых наших соседей – Грузии и Прибалтийских государств.
В попытках привлечь к себе внимание «заокеанского властелина» руководители этих стран пускаются на всевозможные ухищрения. Они регулярно делают различные заявления на тему пресловутой «российской угрозы». И все время попадают впросак. Это случилось и с министром обороны Эстонии Мартом Лааром. В интервью местный корреспондент спросил его о возможных действиях эстонской армии в случае нападения 50 российских танков на Таллин. Скорее всего, речь шла о танках 25-й гвардейской отдельной мотострелковой бригады, дислоцированной в военном городке Владимирский Лагерь под Псковом.
В ответ эстонский министр заявил, что верные ему силы наверняка остановят наши части. Причем эстонцы смогут продержаться до подхода подкреплений НАТО. Как считает Лаар, раз уж Грузия в 2008 г. «смогла остановить» российские танки в нескольких десятках километров от Тбилиси, то и эстонская армия сможет. Видимо, «информированный и компетентный» министр не в курсе: в августе 2008 г. грузинская армия просто разбежалась. И это при том, что 35‑тысячные грузинские вооруженные силы были не чета не только карликовой эстонской армии, но и всем прибалтийским армиям, вместе взятым. Они обладали значительным количеством тяжелой боевой техники, танков, артиллерии, средств ПВО.
Ничего этого у Эстонии нет и в помине. Ее армия численностью чуть более 4 тыс. человек не имеет ни танков, ни БМП, ни самоходных орудий, ни зенитно-ракетных комплексов. Авиации тоже нет. Арсенал противотанковых средств очень скуден и танки ими не остановишь. Примерно такую же унылую картину представляют собой вооруженные силы Литвы и Латвии. На все три армии имеется целых три танка Т-55АМ, и то учебных. На них местным бойцам показывают, как вообще в реальности выглядит танк.
Лаар, конечно, о боеспособности своей армии в курсе. Поэтому он обратил особое внимание на необходимость устройства заграждений на дорогах, минирование и подрыв мостов. Видимо, «старшие товарищи по НАТО» ему не рассказали, что в нормальных, а не «потешных» армиях, механизированные части имеют и средства разминирования, и инженерную технику, в том числе комплекты понтонных мостов. Да и плавающей техники хватает.
Другим способом борьбы с «русскими ордами» эстонский министр считает использование партизанских отрядов из резервистов. «Лесные братья XXI века» – это, конечно, решение в духе национальных традиций. Но непонятно, откуда у партизан возьмется нормальное оружие, если его не хватает даже армии? Или они будут останавливать бронетехнику «народными средствами»? Поэтому наиболее вероятный вариант – храброе и очень быстрое отступление во все стороны.
Это, скорее всего, понимает и Лаар. Через несколько дней он заявил: Эстонии стоит обзавестись собственными танковыми силами и нормальной бронетехникой. Но купить и обслуживать танки эстонцам не на что. Из-за кризиса бюджет министерства обороны сокращается. Военным серьезно урезали зарплату – они будут получать 30–40% от того, что имели несколько лет назад. Какие уж тут танки? Очевидно, министр рассчитывает: кто-то из партнеров по НАТО по доброте душевной передаст ему танки и бронетехнику бесплатно.
Но самое главное – почему Лаар и ему подобные деятели решили, будто прибалтийские «Неуловимые Джо» так нужны России, что Москве на них надо нападать?