ВВС получат новый дальний бомбардировщик

, 16:34

ВВС получат новый дальний бомбардировщик
Т-4МС – проект тяжелого бомбардировщика (ОКБ Сухого, 1972 г.), но тогда предпочли проект Ту-160. Возможно, какие-то нара

Решение о развертывании работ по созданию нового тяжелого стратегического бомбардировщика для ВВС РФ – так называемого Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации (ПАК ДА) – уже принято. Об этом сообщил вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов.

На то, как он будет выглядеть, сейчас существует несколько точек зрения. Различные научные организации ВВС и авиапромышленности расходятся во мнении, какую нишу должен занять самолет и как он будет достигать поставленных целей.

Развитие линии Ту‑160

Свое видение этого самолета есть в ОАО «Туполев», в АХК «Сухой» и в РСК «МиГ». Конкретная работа над ним начнется с будущего года, а на вооружение его примут не раньше начала следующего десятилетия. Мы же увидим бомбардировщик лишь после первого полета. Секретность сейчас соблюдается немногим хуже, чем в СССР. В этом  все убедились на примере истребителя Т-50. Но кое-что можно предположить уже сейчас.

Вариантов не так много. Первый, наиболее простой, – создание машины на основе Ту‑160. Совершенно не обязательно, что самолет внешне будет сильно его напоминать. Сходство может быть на конструктивно-технологическом уровне, с учетом прогресса в технологиях. Самолет будет малозаметнее Ту-160, экономичнее, иметь большую дальность и более совершенное вооружение.

В пользу этого варианта говорят имеющаяся оснастка по производству Ту-160 на заводе в Казани и сохраненная цепочка предприятий-смежников. К тому же претворяется в жизнь решение о возобновлении серийного выпуска модернизированных двигателей НК-32-1 самолета Ту-160. Возможно дальнейшее совершенствование этих мощных двигателей. Есть и решение, пока еще не утвержденное, о создании мощного двигателя НК-65 для модернизированного военно-транспортного самолета Ан-124М-150 «Руслан» на базе газогенератора НК-32-1 и винтовентиляторной группы от двигателя НК-93.

Это решение может стать наиболее экономически выгодным. Ведь Ту-160 является прекрасной платформой, которая не устареет и через 15 лет.

Летающее крыло

Вторым, менее вероятным вариантом, является создание дозвукового малозаметного бомбардировщика по схеме «летающее крыло». Этакое повторение Ту-202 на новом уровне или американского «стелса» В‑2А. Однако американцы быстро убедились, что самолет по цене в пол-авианосца несет крылатых ракет меньше и применяет их хуже «пожилого» В-52Н. Который, хоть и «светится» на радаре, как кремлевская елка, но при пуске крылатой ракеты с дистанции в тысячи километров это совершенно не важно.

Прогресс в области радиолокации в России быстро разрушил миф о «невидимых» «стелсах». Они прекрасно видны на экранах загоризонтных РЛС пространственной волны или РЛС метрового диапазона. А обнаруженный, обладающий плохими летными характеристиками «стелс» – в воздухе не жилец.

Интегральная компоновка

Одним из наиболее вероятных вариантов является создание самолета принципиально новой конструкции. Это может быть бомбардировщик межконтинентального радиуса. Он будет несколько меньшего размера, чем Ту-160, и в 1,5–2 раза легче по массе.

За счет применения четырех мощных, но экономичных новых двигателей самолет получит возможность длительного полета на сверхзвуке. По конструкции он может быть похож на один из оригинальных проектов прошлых лет и иметь так называемую интегральную компоновку, в которой фюзеляж тоже создает значительную подъемную силу. Крыло будет иметь изменяемую геометрию, как у Ту‑160, но с изменяемым профилем – «адаптивное крыло». Это практически гибкая обшивка, как на истребителе Т-50.

Гиперзвуковой монстр

Интересной идеей является создание сверхскоростного гиперзвукового бомбардировщика, способного летать на скоростях порядка 4000–6000 км/ч и более. Но очевидная сложность технической реализации такой схемы, даже для страны, способной создать гиперзвуковую крылатую ракету или маневрирующую боеголовку, делает вероятность создания столь прорывной машины невысокой. У этого решения есть несомненные плюсы: высокая скорость, большая высота полета, малая уязвимость машины, возможности за минимальный промежуток времени достичь любой точки планеты.

Но и минусов хватает: огромная стоимость машины, дороговизна эксплуатации и обслуживания, высокие требования к аэродромам базирования. Это сокращает число возможных аэродромов, где можно рассредоточить машины в предвоенный период, и отрицательно влияет на выживаемость группировки самолетов.

Есть и совсем фантастические варианты вроде воздушно-космического суборбитального бомбардировщика, но подобное если и возможно создать, то невозможно строить серийно. Да и зачем применять такой комплекс, например, для принуждения к миру очередной маленькой, но гордой страны? А ведь Дальняя Авиация – единственный в триаде СЯС универсальный инструмент, применимый и в глобальном Армагеддоне, и в локальных операциях.

В любом случае нынешние бомбардировщики еще долго смогут верой и правдой послужить России, поэтому у ВВС и промышленности есть масса времени, не торопясь, выбрать наилучший вариант Перспективного Авиационного Комплекса Дальней Авиации.

Летающий штаб

Совсем недавно состоялся первый полет самолета специального назначения Ту-214ПУ (пункт управления). Он создан в ОАО «Туполев» по заказу специального летного отряда «Россия», обеспечивающего деятельность первых лиц государства.

Ту-214ПУ является воздушным командным пунктом (ВКП). Такие самолеты предназначены для управления армией в условиях глобальной ядерной войны.

Платформа Ту-214 является очень удачной для создания спецсамолетов. Имеются достаточные объемы для размещения оборудования и операторов. Экономичные двигатели ПС‑90А позволяют иметь большую дальность полета – более 10 тыс. км. Самолет обладает прекрасными летными характеристиками и главное – он создан из отечественных комплектующих.

Ту-214ПУ оснащен всевозможной аппаратурой связи и боевого управления, защитой от поражающих факторов ядерного оружия.

Найти и уничтожить такой летающий командный пункт, даже в условиях ядерной войны, противнику будет очень тяжело. Сверхзащищенные гигантские подземные командные пункты типа знаменитого бункера под горой Шайенн в США имеют один недостаток. Их местоположение рано или поздно узнает противник. И даже если он не сумеет уничтожить сам объект, есть шанс, что он найдет способ завалить ядерными ударами все выходы.

Сейчас в Сухопутных войсках России командующие армиями используют ВКП-вертолеты Ми-9, а командующие округами – ВКП Ил-22М на базе надежного «старичка» Ил-18.

Так же в ВВС есть четыре воздушных командных пункта Ил-80. Президент России имеет два самолета Ил-96-300ПУ, которые являются ВКП высшего уровня.

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события - Яндекс Новости

Политика

Трое российских военных погибли при попытке ВСУ ударить беспилотниками по аэродромам «Дягилево» и «Энгельс»

Аргументы НеделиАвторы АН

Аргументы НеделиИнтервью

Политика

Политика

Спорт

Происшествия