Головное системное конструкторское бюро Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина впервые с 1988 года провело научно-техническую конференцию молодых ученых и специалистов. Тема актуальна как никогда: «Направления создания средств воздушно-космической обороны».
Кадры решают все
Достаточно привычная картина на большинстве предприятий оборонки: седые мужи в конструкторских бюро привычно щурятся над кульманами, в цехах от светлых голов тоже белым-бело. Я знаю знаменитые авиационные конструкторские коллективы, где с единственного относительно молодого сотрудника буквально сдувают пылинки. А конкуренты из другой фирмы вьются вокруг и переманивают квартирой и внушительным окладом.
А вот ОАО «ГСКБ Концерна ПВО «Алмаз-Антей» имени академика А.А. Расплетина» продемонстрировало, как надо плавать против течения. Семьдесят участников конференции в возрасте до 40 лет - это много по любым меркам. Но молодые ученые, которых собрали в подмосковном пансионате, - лишь вершина айсберга. Лозунг «Алмаз-Антей» - молодежная фирма» был выдвинут год назад. Сегодня на предприятии работают более 500 молодых ученых. Примерно столько, сколько ученых старшего поколения. Генеральный директор «ГСКБ «Алмаз-Антей» Игорь Ашурбейли называет их «деды и внуки»:
- Поколение «сыновей» потеряно в 90-е годы, именно тогда нарушилась преемственность и образовалась пропасть, которую мы сейчас преодолеваем. Привлекаем не только зарплатой. У нас по первому кварталу средний заработок равен 45 тысячам рублей - не самый постыдный для предприятия оборонки. Главное, что мы даем, - мотивацию. Молодежь не шла, когда мы занимались модернизацией старой техники - «Печора», «Фаворит» и даже С-400 «Триумф». Для нас это день вчерашний, она в серийном производстве. Сегодня мы ведем разработку шести новых систем вооружения - от сверхмалой дальности до системы противоракетной обороны и выше.
Это просто очень интересная работа. Молодежь получает самые современные рабочие места, самую современную компьютерную технику, новейшее стендовое оборудование. На предприятии удалось создать критическую массу, когда друг приводит друга, а подруга соседку. «Алмаз-Антей» стал центром притяжения, куда тянется молодежь. Но в любом случае прием на работу носит не хаотичный, а системный характер - вал делу помеха.
Например, по комплексу средней дальности «Витязь» работают около 300 человек. А самые молодые «шлифуют» комплекс сверхмалой дальности «Морфей». В одном коллективе средний возраст - 27 лет. Другой чуть старше - 32. Но их работа находится уже на этапе рабочей документации. Это не эскизные проекты, а технические - живая опытно-конструкторская работа. В следующем году «молодых» ждут полигонные испытания. Это не практиканты или стажеры: в ГСКБ «Алмаз-Антей» недавних студентов отправляют сразу в бой.
Войти в элиту
В спокойной обстановке какого-нибудь неторопливого КБ молодому специалисту потребуется около 10 лет, чтобы выйти на этап самостоятельных работ. В условиях, которые созданы в «ГСКБ «Алмаз-Антей», этот срок сокращен втрое.
Уровень докладчиков очень высокий - молодежная элита предприятия. Тем множество: локация, лазеры, управление сложными системами - широчайший спектр научно-технических задач.
Раньше было проще, считает генеральный конструктор Александр Лаговиер:
- Вся система противоракетной обороны строилась на перехвате баллистических целей. Засекли боеголовку и знаем, где она будет через сотни километров. Сейчас надо учитывать крылатые ракеты, высокоточное и гиперзвуковое оружие. Мы вынуждены создавать системы отражения удара во всем диапазоне скоростей и высот.
Когда-то такие конференции имели чисто практическое значение, по ним принимались серьезнейшие конструкторские решения. Не исключено, что так будет и в наши дни. Причем все происходит «в своем кругу» - конструкторы старой школы наблюдают со стороны, чтобы не давить авторитетом. Но обязательно будут и конференции смешанного состава - опыт, помноженный на энергетику молодости, несомненно, даст массу эффектных и эффективных решений.
Участник конференции Андрей Семенов утверждает, что выбор тем очень богатый: «Я взял то, что считаю наиболее интересным, - разработку схемы построения системы СВЧ контроля и настройки АФАР с купольной линзой». Корреспонденту осталось только «понимающе» покачать головой.
В России есть представительства известных западных фирм - «Филипс», «Сименс», где могут предложить большую в 1,2-1,3 раза зарплату. Но политика их едина для всех представительств инофирм высокотехнологического сектора - нашим специалистам предлагаются работы обеспечивающего характера. Их не подпускают к решению основных задач этих компаний. Как пример - при проектировании автомобиля оставить российским конструкторам коврики под ноги. По мнению Лаговиера, выпускники наших вузов давно это поняли и предпочитают получать на 10 тысяч рублей в месяц меньше в обмен на карьерный рост, удовлетворение амбиций ученого и конструктора. Практика показала, что молодые люди, которые «прыгают» с одной инофирмы на другую, уже через пять лет никому не нужны. Что за специалист без научной школы и опыта самостоятельной работы?
Покупателей просят не беспокоиться
Сказать, что у разработчиков зенитных ракетных комплексов и систем воздушно-космической обороны в 90-х проблем не было - значит покривить душой. ОАО «ГСКБ «Алмаз-Антей» тоже выживало, боролось за существование, сохраняя по крохам научную элиту и потенциал. Но сегодня времена изменились, можно сказать, что о борьбе за существование речь уже не идет, считает Игорь Ашурбейли:
- На нас смело может опереться Российская армия. Оружие воздушно-космической обороны в современных конфликтах сегодня является наиболее востребованным.
Генеральный директор Игорь Ашурбейли стал одним из главных «ньюсмейкеров» российского ОПК. На конференции он подтвердил, что в конце марта выполнен крупнейший в истории контракт поставки зенитных ракетных систем противовоздушной обороны: 15 дивизионов ЗРС С-300 ПМУ2 «Фаворит» и четыре системы управления для Народно-освободительной армии Китая. Они уже стоят на дежурстве, прикрывая от нападения с воздуха Пекин, Шанхай и другие промышленные центры страны. Это событие - за два года промышленность, одновременно осваивая выпуск системы С-400, модернизируя С-300 в войсках, выполнила в срок экспортные контракты. Кстати, не только с Китаем.
Сейчас стоит целая очередь из иностранных покупателей на системы С-300 «Фаворит» и С-400. Но эта очередь «по ту сторону двери», до тех пор пока не будет утверждена госпрограмма вооружений до 2020 года. Только тогда будет понятно, останутся ли свободные мощности для производства наших систем на экспорт - в первую очередь надо вооружать Российскую армию.
До 2015 г. все новые разработки должны быть в «железе», испытаны и подготовлены к производству. Как огневые комплексы, так и радиолокационные средства. Это связано и с выводом из эксплуатации системы С-300ПС. Нужно обеспечить замену этих комплексов на современную технику и обеспечить воздушно-космическую оборону России.