Аргументы Недели → Армия № 7(197) от 25.02.2010

Ближний космос под прицелом

, 16:23 , Обозреватель отдела Промышленность

В 2010 г. два полка зенитных ракетных войск ВВС России будут полностью укомплектованы новейшей зенитно-ракетной системой ПВО С-400 «Триумф». А в подмосковной Электростали С-400 служит уже два года. Все это время разработчик, Головное системное конструкторское бюро «Алмаз-Антей» им. академика А.А. Расплетина, в режиме реального времени заставлял новый комплекс взрослеть, подстраиваться под требования военных.

Щит или меч?

Морозное утро, привычная пробка при выезде из Москвы по Горьковскому шоссе. Мелькает указатель «Электроугли», затем въезжаем в город Электросталь. И неприметный поворот направо. Не поставь заботливые организаторы военного регулировщика, промахнуться ничего не стоило бы. Дальше чистая, как на новогодних открытках, дорожка через густой ельник. Красота закончилась перегородившим дорогу УАЗом военной автоинспекции и молчаливым майором: «Остановитесь на обочине и ждите!» Больше ни слова. Ровно в назначенное время поступила команда, и мы двинулись за многочисленные заслоны из бетонных блоков и колючей проволоки.

На плацу торжественно, под флагами, стояли боевые машины. Одна с четырьмя пусковыми контейнерами, два могучих МАЗа с РЛС и скромный «Урал» с командным пунктом на «спине».

Плохо, что журналистам показывают лишь малую часть. На самом деле дивизион С-400 - это десятки единиц техники, только транспортно-пусковых установок до 12 штук. Элементарный расчет говорит о том, что, если у вас зенитных ракет меньше, чем средств нападения у атакующей стороны, - готовьтесь к худшему. Как рассчитывает вероятный противник свои шансы на победу в войне с Россией? Он в первую очередь определяет - есть ли возможность гарантированно преодолеть системы ПВО и ПРО, уничтожить ядерный потенциал, избежав тем самым удара возмездия. Слабая ПВО дарит шанс нападающему. Поэтому, чем больше таких систем, как «Триумф», поступит на вооружение, тем лучше для всех - желание нанести удар не возникнет. С-400 сдаст рубеж обороны только в том случае, если будет нечем стрелять.

Раз, два, три, четыре, пять - начинаю вас искать

Пять минут - много или мало? Смотря для чего. Для зенитно-ракетной системы ПВО С-400 «Триумф» это четко прописанный норматив перехода из походного в боевой порядок. Заревели двигатели машин, и вот уже РЛС начинают сканировать пространство и заглядывать за горизонт в поисках целей. Четыре «трубы» смотрят в небо, к стрельбе готовы: транспортно-пусковая установка на базе брянского тягача БМЗ упирается в промерзшую землю гидравлическими лапами.

Пункт боевого управления спокойно стоит в стороне. Но главное действо происходит именно там, незаметно, в недрах напичканного спецаппаратурой кунга на платформе четырехосного грузового вездехода «Урал». Сюда стекается вся информация, отсюда идут команды на пусковые установки. Но даже громадный «Урал» выглядит скромно по соседству с МАЗами, на которых базируются многофункциональные радиолокационные станции - глаза и уши комплекса. По словам присутствующего здесь главного конструктора ГСКБ «Алмаз-Антей» Владимира Каспарьянца, «все процессы автоматизированы. Можно включить систему, и она будет работать полностью в автоматическом режиме. Оператор решает задачи, возникающие в конфликтных ситуациях».

Гвардии полковник Валерий Филиппов, командир зенитно-ракетного полка, явно влюблен в новую технику. И мысленно постоянно оглядывается на знаменитую С-300:

- Сравнивать ее с четырехсоткой? Это как ламповый телевизор с жидкокристаллическим. Боевые программы и алгоритмы, которые заложены в аппаратуру, сводят к минимуму влияние человеческого фактора.

Американский комплекс «Пэтриот», соперник российских зенитно-ракетных систем, значительно медлительнее. Чтобы развернуться в боевое положение, ему требуется не менее получаса. Да еще надо сориентироваться с направлением стрельбы. Появилась угроза с другого направления - извольте разворачивать пусковые устройства на позиции. А в реальном бою счет идет на минуты. Российские системы, начиная с С-300, этот недостаток давно победили. Наши зенитные ракеты выстреливают сначала вертикально, а уже потом уходят в направлении цели.

С-400, по классификации НАТО, - SA‑21 Growler. В переводе на русский - «Ворчун». Почему? Возможно, потому, что дизельные двигатели транспортных машин комплекса рычат не хуже танковых. Зато на шоссе кавалькада «ворчунов» способна, несмотря на габариты, мчаться со скоростью 90 км/ч. На бездорожье эта техника также не подведет. Скорость важна - отстрелявшись, в боевых условиях надо срочно менять позицию, а то сам станешь мишенью.

Стратегический ворчун

Казалось бы, ЗРС «Триумф» - самое гуманное оружие в мире. Система носит исключительно оборонительный характер. Предназначена для отражения нападений с воздуха. Но, по сути, С-400 стала оружием стратегическим.

Представляете, как сложно будет «наказать» своевольный Иран при наличии у Исламской Республики даже куда более слабого предка «Триумфа» - комплекса С-300? Тут уже точечными ударами не обойтись - на объекты придется выпускать армады крылатых ракет. Вот США с Израилем и давят на Кремль: «Не стоит спешить с поставкой С-300 Ирану». Уже одно это говорит о репутации российских систем противовоздушной обороны. По сути, Госдеп США и обеспечивает бесплатной рекламой ГСКБ «Алмаз-Антей», где создавали «Триумф».

США совместно с союзниками по НАТО неоднократно демонстрировали на практике, как надо воевать с относительно слабым противником. Все делается с расстояния, с воздуха. Крылатыми ракетами и беспилотниками начинают наносить удары по жизненно важным центрам и военной инфраструктуре. После полного подавления системы ПВО страны в дело вступает бомбардировочная и штурмовая авиация. Она зачищает район боевой операции от остатков ракетной и прочей техники: танков, артиллерии, систем связи. И только потом моторизованная пехота вступает на враждебную территорию. Без потерь и имея дело с заранее деморализованной армией.

Принципиальное отличие Вооруженных сил России от армий стран, оказавшихся неспособными дать отпор внешнему агрессору, - в наличии стратегического ядерного оружия. Но стоит добавить еще один фактор - самые совершенные в мире системы противовоздушной обороны производятся в России. Здесь мы не проворонили технологии и не стали считать десятилетия отставания. Игорь Ашурбейли, генеральный директор ГСКБ «Алмаз-Антей», положил годы на то, чтобы С-400 была доведена до серийного образца и наконец поступила на вооружение.

Длинная рука

Пусть твердят военные аналитики, что с развалом СССР в системе воздушно-космической обороны страны образовались серьезные дыры на Крайнем Севере и еще целом ряде направлений, - нам есть чем отбиваться. А к 2020 г. военное руководство собирается сделать щит над ключевыми объектами военной и административной инфраструктуры непробиваемым. Конечно, там, где это действительно необходимо. С-400 «Триумф» - первая ласточка этого щита. Как считает генерал-лейтенант Вадим Волковицкий, начальник главного штаба ВВС РФ, это краеугольный камень воздушно-космической обороны будущего:

- Основу этой концепции составляет создание систем, которые способны поражать воздушные цели не только на больших дальностях, но и таких систем, которые способны поражать перспективные крылатые ракеты, гиперзвуковые воздушно-космические и баллистические цели.

Уже сегодня С-400 готов «разбираться» с объектами, скорость которых достигает 4,8 км в секунду!

Так что иранские ракеты, которыми пугают мир западные политики, нам не страшны. Главный конструктор ГСКБ «Алмаз-Антей» Владимир Каспарьянц утверждает, что система «Триумф» способна защитить страну от проектируемых там боеголовок. Разумеется, если они у них появятся.

В подтверждение его слов привожу доводы офицера:

- На учениях неоднократно демонстрировали, как С-400 сбивает нестратегические боеголовки. Мишень - метеоракету диаметром около 30 см, мы ее называем «Кабан», запускают на высоту около 60 километров. При спуске на высоте 20 километров она надежно уничтожается.

А потом с гордостью:

- А что нам крылатые ракеты? Это цель медленная, главное - ее засечь, и все. Она обречена. Как семечки щелкать.

Президент Дм. Медведев на торжественном вечере в Театре Российской армии, посвященном Дню защитника Отечества, заявил:

- Необходимо сосредоточить ресурсы, наши лучшие силы для того, чтобы создать новые качественные образцы военной техники. И окончательно уйти от системы латания дыр в старом вооружении.

ЗРС «Триумф» полностью попадает под это требование. С-400 с новой ракетой в народе окрестили «длинная рука». Дальность ее действия - 400 километров. И уже ведутся работы над созданием системы для поражения целей в ближнем космосе.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram