Аргументы Недели → Армия № 2(192) от 21.01.2010

От «Ильи Муромца» до «Белого Лебедя»

, 18:19

23 декабря 2009 г. Дальней авиации (ДА) ВВС России исполнилось 95 лет. Эта дата связана со знаменитым бомбардировщиком Игоря Сикорского «Илья Муромец», который совершил первый полет 23 декабря 1913 года. А уже через год император Николай II приказал создать Эскадру воздушных кораблей (ЭВК) из 12 таких бомбардировщиков.

Немного истории

Самолеты «Илья Муромец» успешно применялись в Первой мировой войне.

В 30-е годы прошлого века в СССР впервые в мире была создана стратегическая авиация. Уже на второй день ВОВ дальние и морские бомбардировщики бомбили Данциг, Кенигсберг, Варшаву, Краков, Бухарест. В ночь с 10 на 11 августа 1941 г. они нанесли первый удар по Берлину.

Очень сильно значение Дальней авиации выросло с появлением ядерного оружия. СССР срочно понадобился современный тяжелый стратегический бомбардировщик. Им стал скопированный у американцев В-29 - Ту-4. Затем появились Ту-16, Ту-22, Ту-95, М4 и 3М, а на момент распада СССР Дальняя авиация состояла уже из трех воздушных армий, в которых было почти 30 полков.

После развала страны ДА оказалась в сложном положении. Часть полков стратегического назначения оказалась за рубежами РФ. Практически все строевые Ту-160, более половины Ту‑95, сотни дальних бомбардировщиков и заправщиков, ядерное оружие для них - все оказалось вне России. И если с Казахстаном и Белоруссией удалось договориться и вернуть самолеты без особых потерь, то украинцы действовали по принципу «что не съем - то надкусаю».

Они «прихватизировали» тяжелые, дальние бомбардировщики и самолеты-заправщики. РФ почти лишилась парка Ту-160, часть из которых позже удалось вернуть за долги по газу. Остальные же «надкусанные» полки и дивизии при щедрой помощи американцев были порублены на металл местными «Мыколами, не помнящими родства».

Для чего нужна ДА в век ракет?

Казалось бы, когда на вооружении ядерных держав имеются межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) и подводные лодки с баллистическими ракетами, - зачем нужны бомбардировщики?

Самолеты ДА обладают гораздо большей гибкостью применения. Их можно использовать с разнообразным оснащением в любых обычных войнах. С обычными и управляемыми бомбами, ракетами - противокорабельными и крылатыми. Против любых целей - от авианосцев до баз террористов. А вот пуск МБР в обычном оснащении по базе террористов несет риск неадекватной реакции со стороны других ядерных держав.

«Стратеги» способны стать именно тем «последним предупреждением» перед началом массового обмена ядерными ударами, которое вынудит противника сесть за стол переговоров. Нанесение демонстративных одиночных ударов может продемонстрировать решительность и силу без перехода к апокалипсису.

Настоящее и будущее ДА

До 2009 г. в составе ДА России были две дивизии, состоявшие из восьми тяжелобомбардировочных полков. Военная реформа затронула Дальнюю авиацию менее серьезно, чем остальные ВВС. Не обошлось без некоторого сокращения личного состава, перевода офицеров на нижестоящие должности, но изменения незначительны. Вместо дивизий и полков были сформированы четыре авиабазы (АБ) 1-го разряда - по силе близкие бывшим дивизиям, но организованные иначе - поэскадрильно, без полковых структур.

Сокращения парка практически не было. Сейчас в составе ДА находится 16 тяжелых сверхзвуковых Ту-160 «Белый Лебедь», более 60 тяжелых Ту‑95МС «Медведь» и до 120 дальних сверхзвуковых бомбардировщиков Ту‑22М3. Кроме этого более сотни Ту-22М3 находятся в резерве и на длительном хранении. В парке машин обеспечения имеются летающие танкеры Ил-78М, учебные самолеты Ту‑134Ш и Ту‑134УБЛ, некоторое количество разведывательных и транспортных машин.

В составе триады стратегического ядерного сдерживания (СЯС) учитываются только Ту‑160 и Ту-95МС. Они оснащены стратегическими крылатыми ракетами (КР) Х‑55МС с дальностью до 3300 км. На вооружение поступают и новые стратегические крылатые ракеты в обычном оснащении Х-555 с дальностью более 2000 км и ракеты нового поколения Х-101 и Х-102 с дальностью до 5500 км.

Есть информация и о создании в скором времени аэробаллистических ракет, новых гиперзвуковых крылатых и противокорабельных ракет стратегического радиуса. Полет дозвуковой КР Х-101 на максимальную дальность займет около 5 часов, а гиперзвуковой на такую же дальность - 1- 1,5 часа.

Все бомбардировщики переоснащаются для применения высокоточных бомб и управляемых ракет с лазерным, теле- и тепловизионным и спутниковым наведением. Разумеется, применение нового оружия невозможно без модернизации самолета. Поэтому сейчас осуществляется поэтапная программа создания новой «начинки» для бомбардировщиков ДА.

К концу десятилетия ожидается появление первых образцов ПАК ДА - нового перспективного комплекса Дальней авиации. Пока совершенно неясно, что это будет за самолет. Работа над его обликом идет в ОКБ им. Туполева. Возможно, это будет «стелс-вариант», созданный на базе Ту‑160, а может, совершенно новая гиперзвуковая машина.

Полет в другое полушарие

В последние три года возобновились регулярное патрулирование и полеты на большие дальности. Если пять лет назад налет лучших экипажей за год едва дотягивал до 60-80 часов, то сейчас он приблизился к 150 часам, а есть экипажи, налетавшие и по 200-250 часов.

Сейчас летают много, далеко, по старым и новым трассам. Самым заметным стал полет Ту-160 в Венесуэлу, когда впервые после распада СССР стратегические бомбардировщики базировались на иностранном аэродроме. Тогда же Ту-160 впервые применили уход от истребителей ПВО Норвегии сверхзвуковым броском на малой высоте.

Обо всех подобных вылетах страны НАТО заранее оповещают по дипломатическим каналам. Поэтому практически всегда наши самолеты сопровождает эскорт самолетов Североатлантического альянса. Конечно, в случае боевых действий маршрут полета будет засекречен, а ударные группы будут сопровождаться «чистящими группами» истребителей МиГ-31. Также активно будут ставиться всевозможные помехи. Поэтому поймать «Медведей» или «Лебедей» станет сложнее. «Лебедя» еще и догнать надо, скорость у него, как у истребителя. А ведь каждый такой самолет может нести до 12 ракет и способен уничтожить небольшую страну.

Реальная боевая работа

Ту-16 и Ту-22М работали в Афганистане, превращая горные душманские крепости и лагеря в «лунный ландшафт». Доходило до того, что знавшие местность группы спецназа, высаженные на добивание, терялись в незнакомой теперь местности. Ту-22М2 и М3 очень аккуратно применялись и в Чечне. Интенсивно использовали самолеты ДА и в операции против Грузии. Самолеты Ту-22М3 бомбили грузинские авиабазы, склады, районы сосредоточения войск, вели разведку. «Стратеги» Ту-160 и Ту‑95МС нанесли несколько высокоточных ударов крылатыми ракетами по центрам системы связи и управления ВС Грузии. Тогда же ДА понесла и первую боевую потерю - ракетой ЗРК «Бук‑М1» был сбит Ту-22М3 из Шайковки.

У кого самолеты из нафталина?

Что бы ни говорили пресс-секретари Госдепа США про «извлеченные из нафталина древние самолеты», в ДА ВВС РФ самолеты моложе американских «стратегов». Дело в том, что в США есть три типа стратегических бомбардировщиков.

Это выпущенные в 90‑х 20 «стелсов» В-2А, которые по договору не имеют права нести крылатые ракеты (да и ракеты для них уже утилизированы) и потому со своими ядерными бомбами практически непригодны для участия в стратегическом ядерном сдерживании.

Судя по всему, их ждет судьба В-1В - самолета, который создавался для прорыва ПВО СССР, но в этой задаче не преуспел. Сейчас 70 этих машин не несут ядерного оружия, используются для локальных войн. Реальными носителями крылатых ракет являются более полусотни «старичков» В-52Н. Самый «юный» из них через два года отпразднует полвека. А вот в составе ДА РФ машин старше 1982 г. выпуска просто нет. Есть машины середины 90-х годов, а Ту-160 - так и 2000-х. Ресурс по возрасту для «дальников» не вышел даже наполовину, а по налету - и того меньше. Ведь все 90-е годы они «сидели на земле», летая очень редко.

Необходимы новые двигатели

Было бы странно, если бы при растущем годовом налете не возникали проблемы с обеспечением запчастями или с продлением ресурса двигателей. Двигатели НК-12МП (Ту-95МС), НК-25М (Ту-22М3), НК-321 (Ту-160) более не производятся. Значит, остаются ремонт, восстановление готовности, модернизация и продление ресурса. Работы ведутся, но и сложности пока есть.

С авиацией обеспечения проблем еще больше. На все ВВС у нас чуть более 20 самолетов-заправщиков Ил-78М. Таких танкеров не хватает. Заправщики на базе Ту-16 списали по возрасту. Та же судьба постигла и заправщики на базе бомбардировщиков .

Есть надежда, что на базе подготавливаемого к производству Ил-476 будет создан новый заправщик. Если на такой танкер поставить самарский двигатель НК-93, борьбу за который «АН» ведут уже давно, возросли бы и дальность полета заправщика, и количество отдаваемого на рубеже заправки топлива. Ведь НК-93 экономичнее и обладает большими перспективами на самолете схемы Ил-76/476, нежели пермский ПС-90А. Но кому-то этот двигатель мешает. А между тем денег для его сертификации надо совсем немного. Хочется надеяться, что командование ВВС заинтересуется его судьбой.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram