Аргументы Недели → Армия № 41(179) от 15.10.2009

Алый Дракон готовится к броску на Юг

, 18:09

Смена вектора развития

Еще в начале 90-х годов Китай, нормализовав отношения с Россией, решил «опереться на Север, стабилизировать Восток и Запад, а двигаться на Юг». Под «Востоком и Западом» имеются в виду Европа, США, Индия. А мы, Север, - партнер, поставщик лучшего вооружения, технологий, ресурсов. После того как китайские руководители перестали опасаться удара нескольких десятков танковых и мотострелковых дивизий СССР в глубь китайской территории, военное строительство Народно-освободительной армии Китая (НОАК) в северных регионах практически остановилось.

НОАК в ходе перевооружения начала сокращать многочисленные пехотные дивизии, заменяя их насыщенными бронетехникой мотопехотными и танковыми соединениями. В общей сложности армия Китая, имевшая ранее 3 млн. человек, сократилась почти до 2 миллионов. Она стала мобильнее, современнее и сильнее. Недавно китайцы приняли решение о дальнейшем сокращении сухопутных сил еще на 700 тыс. человек. Под нож пойдут слабые пехотные части, оснащенные устаревшей бронетехникой, а мобильные, механизированные, авиадесантируемые соединения и морскую пехоту серьезно усилят.

Одновременно планируется усилить ВВС и флот. ВВС насчитывали в начале 90-х более 4 тыс. устаревших истребителей. За последнее десятилетие многие из них списали, истребительный парк ВВС НОАК имеет около 1300 машин.

Но и сейчас современные машины типа Су-27 или J-10 (самолет, созданный на основе купленной документации израильского проекта «Лави») составляют всего четверть парка истребительной авиации. Основными рабочими лошадками являются J-7 и J-8 разных серий. Первый из них - клон «героя Вьетнама» МиГ-21, а второй - машина уровня МиГ-23 или Су-15. В ударной авиации схожая картина. Развитие ВВС будет идти по накатанной в мире дорожке «строим 20 - спишем 100», современные самолеты очень дороги и выпускаются малыми сериями.

Флот китайцы усиливают очень серьезно и быстро. В России закуплено четыре эсминца, еще до десятка эсминцев и фрегатов построено по проектам, разработанным с нашей помощью. Они вооружены и оснащены российскими или лицензионными вооружениями и аппаратурой. Массово строятся более простые корабли своей разработки. Спущены на воду две новые ракетные атомные подлодки, но ракет для них до сих пор нет.

Построены новые торпедные атомные и неатомные лодки. По бесшумности они приближаются к закупаемым в России «черным дырам океана» - лодкам проекта 636М. Принят на вооружение десантный корабль нового поколения, малые десантные и ракетные корабли. Планируется построить и авианосец. Пока не ясно, скопируют ли китайцы самостоятельно наш авианесущий крейсер «Варяг» или сразу обратятся к российским конструкторам за помощью. Но с самолетами для него все равно будут проблемы. Дело в том, что из истребителя J‑10, даже с мощным российским двигателем, палубный самолет не получится. Китайцы хотели купить несколько Су-33 для попытки копирования, но Россию это не устраивает, мы настаиваем на покупке полной партии. Пока идут переговоры.

Китайский СУ-27

Попытка китайских инженеров самостоятельно сделать копию российского самолета Су-27 пока не удалась. Получившийся самолет, называемый в КНР J-11B, имеет значительно худшие характеристики. Китайская копия нашего двигателя АЛ-31ФМ имеет ресурс всего 25-30 часов вместо положенных 500-1000.

Главная цель - Тайвань

Усиление флота, ВВС, мобильных соединений хорошо ложится в русло «южного вектора приложения силы» КНР. Все это нужно для противостояния с ВМС США, парирования возможных угроз со стороны Японии. Ведь основная цель китайской военной политики - воссоединение с Тайванем и обеспечение бесперебойного поступления ресурсов, в частности транзита закупаемой в Персидском заливе нефти.

Руководство КНР прекрасно осведомлено о том, что нельзя закупать высокотехнологичное оружие у страны, с которой возможен конфликт. В ответственный момент оно может не заработать, как случилось с французской системой управления ПВО Ирака в 1991 году. Поэтому и покупают для НОАК в основном российскую военную технику.

КНР нет никакого смысла планировать войну против РФ. Почти все, что им от нас нужно, можно просто купить. Китайцы знают нашу Военную Доктрину и понимают, что большой военный конфликт Россия будет решать с помощью своего обширного тактического и стратегического ядерного потенциала. И поэтому никакая численность армии не спасет от поражения, просто потери будут гигантскими.

Нужно ли воевать с ядерной державой ради сомнительной перспективы и верной гибели сотен миллионов китайцев? Вряд ли народ со столь древней культурой и историей пойдет на это. Но и поддерживать с нами равноправные отношения станут, если РФ будет иметь современные и мощные Вооруженные силы.

Железные розы

Не обошлось на параде и без специфичной восточной показухи. Очень красиво смотрелся проход пекинского ополчения «Железные розы», состоящего из симпатичных девиц одинакового роста в ярко-розовой форме, в мини-юбках и с автоматами. Причем впереди ополчения шли две известные фотомодели.

А часть техники была покрашена в красивый, но совершенно бесполезный камуфляж небесно-голубого цвета.

Парад копий или парад лицензий?

В военном параде на площади Тяньаньмэнь приняли участие более 5000 военнослужащих, более 500 единиц техники и 151 самолет. По сравнению с парадами в Москве китайская техника шла медленно, давая возможность рассмотреть себя в деталях. Кое-кто даже окрестил это шоу «парадом копий», намекая на популярные обвинения КНР в копировании. Это так, но гораздо больше было лицензионных образцов, в том числе купленных в РФ.

На параде прошли новые боевые машины пехоты (БМП) ZTD-05. В свое время китайцы, заинтересовавшись нашей БМП-3, тем не менее пожелали иметь машину иной компоновки. Башню они заказали в Туле. Позже она под названием «Бахча-У» появилась на российской боевой машине десанта БМД-4 и других машинах. Линию по сварке башен они купили, но комплектующие и сейчас идут из РФ. Шасси им доводили до ума курганские инженеры, отчего сходство с БМП-3 все равно очень заметно.

Танк ZTZ-96G - машина уровня нашего Т-72Б. Пушка, автомат заряжания и многие другие российские узлы куплены по лицензии. Бронирование разработано китайцами самостоятельно, и специалистами считается очень слабым. Но это массовый танк, их уже более 2000 штук. Более мощный танк ZTZ‑99 в результате смешения наших технологий, немецкого двигателя и китайской точки зрения на перспективный танк получился более тяжелым и большим, не избавившись от недостатков своего прародителя Т-72 и даже приобретя прорехи в защите.

В начале 90-х годов китайцы купили первые зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) С-300 в России и долгое время пытались их скопировать. Результат получился неудовлетворительный, поэтому пришлось покупать лицензию. Так появился китайский ЗРК HQ-9 - упрощенная версия С-300. Размещен этот комплекс на колесной базе местного производства, разработанной при участии Белоруссии. На той же базе в параде участвовали 300-мм реактивные системы залпового огня PHL-05. это тоже лицензионная копия наших «Смерчей». Попытка скопировать их была неудачной.

Много техники скопировано и у французов - шестиколесные бронетранспортеры и французский ЗРК «Кроталь», получивший китайское название HQ-7B. А вертолет Z-9 - это лицензионный французский «Дофин».

Ракетная мощь

Серьезно выглядел «Второй артиллерийский корпус» - ракетные войска КНР. На параде были ракеты от тактических (малой дальности) до мобильных установок межконтинентальных ракет (МБР) DF-31A и специально разработанных для борьбы с авианосными соединениями ракет средней дальности DF-21A. Многие военные аналитики ожидали, что китайцы впервые покажут МБР DF-41A. Это попытка сделать мобильную МБР на шасси, напоминающем «Тополь». Этой ракете приписывали феноменальные возможности, в том числе наличие 10 боеголовок. Не показали. По имеющимся данным, проект закрыли еще два года назад, испытания так и не были начаты. А перевозимых на полуприцепах и потому более уязвимых DF-31A было 12 штук. Судя по всему, больше их в китайской армии просто нет.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram