Стратегические командно-штабные учения «Океан-2024» были в самом разгаре. Корабль измерения «Маршал Крылов» с группой журналистов на борту размеренно двигался к полигону в акватории Японского моря. Морские дали по всем сторонам горизонта уже порядком наскучили, и, чтобы не терять впустую время, я обратился к замполиту корабля капитану 2 ранга Александру Кошевому: «а может есть у вас среди экипажа интересные люди?».
- Спрашиваешь – конечно! – живо отреагировал офицер. – Интересных хоть отбавляй, мы тут все, можно сказать, интересные. А вот есть один парень – настоящий уникум, талантище. Сам посуди: моряк, мичман с высшим образованием, повоевал на СВО, но главное, поэт, настоящий романтик Флота и любви к России.
Так мы и познакомились. Техник службы измерительного комплекса корабля «Маршал Крылов» (к слову, самого большого на ТОФе) старший мичман Сергей Мычко далеко не вчерашний мальчишка, как могло бы показаться при определении командира «романтик»: ему около тридцати, за плечами годы службы в море и на берегу, есть любимая жена и дочь-первоклассница и опубликованные сборники стихов. Сергей очень скромный, видно, не любит о себе рассказывать, поэтому пришлось многое прочитать между строк его замечательных произведений.
Сам он родом из казахстанского села Подгорное. В 2003 семья перебралась в Сибирь - в Северск, что в Томской области. В закрытом городке, где находится атомная электростанция прошло детство Сергея. Здесь же получил первое среднеспециальное образование: окончил Северский промышленный колледж. Учёбу совмещал с работой в молодежном театре «Наш мир», был актёром, правда, главных ролей почти не давали. Однако, творчество в его жизни появилось намного раньше. В 12 лет, начал писать стихи, а в 2014 году впервые опубликовал их, пройдя строгий отбор редакторов, на одном из литературных сайтов.
Словом, военной карьеры ничего не предвещало. Мужчины в его роду не уклонялись от службы, но и надолго в армии не задерживались. Дед полковник милиции, отец и дядя служили срочку, а сам Сергей, когда пришло его время решил, что это его дело жизни.
- Понравилось мне! Я по призыву попал служить на Камчатку в знаменитую ракетно-артиллерийскую бригаду. Там и контракт подписал. Потом служил мичманом на БДК, а когда корвет «Гремящий» построили — попал в его первый экипаж, а на «Крылове» с 2019 года служу, - рассказал моряк.
В начале спецоперации корабельный состав не привлекался к специальной военной операции из-за специфики службы на Флоте. Однако спустя несколько месяцев, стало понятно, что и моряки, обладающие определенным военным опытом, могут быть полезны на фронте. В ВМФ появилась масса добровольцев, которые писали рапорта об отправке в зону СВО. Среди них был и старший мичман Мычко.
- Беседовали со мной долго. Спрашивали готов я или нет. Всё-таки на корабле совсем иная служба, чем у сухопутных подразделений. Думали, что это эмоциональный порыв, но я взвешено принял решение – у меня ведь и опыт службы на берегу - и в итоге дали добро. Получил новое обмундирование и отправился на полигон Бамбурово, снова КМБ проходить, - рассказал Сергей. К тому периоду относится его стихотворение, где есть такие строки:
«Русский Я! Мне не стыдно! Я горд и смел!
Я пойду до конца, за поля свои и за реки!
Помогать беззащитному право моё, мой удел.
Кто считает иначе - душой подлецы и калеки».
Моряк-тихоокеанец прошёл интенсивный курс по огневой, тактической, медицинской, инженерной подготовкам и ещё по многому другому, что необходимо знать всем, кто отправляется на СВО.
- Был в составе инженерного полка морской пехоты, занимался фортификацией сооружений, так что больше всего пригодились знания именно по инженерной подготовке. Полтора месяца провёл непосредственно в сапёрном взводе, выполнял разминирование освобожденных населенных пунктов в ДНР, - рассказал Сергей.
Хотя он не участвовал в прямых боестолкновениях, но близость противника ощущал постоянно. Делится, что до линии боевого соприкосновения иногда было меньше одного километра, а ВСУ регулярно обстреливали позиции полка из вооружения разного калибра. Морпехи работали на Шахтёрском направлении, с тяжелыми боями освобождали Павловку и Угледар. Держаться Сергею помогало творчество, хотя времени на стихи практически не было. Строки приходили в голову обычно перед сном, записывал урывками, практически в темноте, на мятых листах блокнота.
Дома всё это время моряка ждали и волновались жена и дочка Алиночка, которым посвятил множество произведений.
«Мои гавани сердца готовы тебя принять.
Моя бухта чиста, я выбросил все капканы.
Мне бы только из виду твои паруса не терять!
Я укрою тебя, от бушующих волн океана!»
- Они не знали сначала, что я сам вызвался. Сказал, что приказ пришёл, правда, позже признался, конечно, - поделился герой.
Через пять месяцев по ротации его заменил военнослужащий с его же корабля. С «Маршала Крылова» на фронте побывали не меньше полусотни моряков.
В планах Сергея продолжать расти по службе и в званиях. В январе получил высшее образование - заочно окончил Московский вуз по специальности «защита информации». Теперь ждёт подходящей, уже офицерской должности. И такая возможность у старшего мичмана есть – флот активно развивается, нужны грамотные специалисты.
Кроме карьерного роста Минобороны и Тихоокеанский флот даёт хорошую социальную поддержку, считает Сергей. Сейчас он является участником НИС, но с приобретением постоянного жилья ещё не определился и обустраивает служебное в микрорайоне Снеговая Падь во Владивостоке.
- Выдали вовремя, квартира хорошая. Вопросы и проблемы оперативно решаются с помощью командования. Я и семья довольны.
Внимание ощущается и в бытовых вопросах. Приоритетное зачисление в детский сад и школу.
Позже удалось узнать, что за доблестное выполнение боевых задач Сергей представлен к медали «Жукова» и ждёт вручения в ближайшее время. А ещё хочет развивать творческое направление. За время командировки стихов про спецоперацию накопилось на целый сборник.
«Мы приходим спасать, тех кто счастье давно позабыл,
Мы приходим туда, где не в силах никто помочь»
Эти строчки, как признается автор, отражает его мотивацию и цель. И в этом его поддерживают сослуживцы и обычные парни, которые готовы не оставаться в стороне.
Русский мир неизбежен, об этом кричат письмена!
Шепчут листья, поёт и стенает ветер.
Посмотри, на рассвете над полем встают имена...
Нам не стыдно!
Мы русские!
Скажут однажды дети...