Более 200 участников из 15 стран мира приняли участие в Международном военно-морском салоне «ФЛОТ-2024» в Кронштадте, организованном Минпромторгом и Минобороны РФ и ставшим ежегодным.
С 19 по 21 июня салон был открыт только для специалистов и представителей аккредитованных СМИ. В выходные уникальное пространство Конгрессно-выставочного центра и Музея военно-морской славы, где развернута экспозиция, смогли посетить все желающие при предъявлении паспорта. Люди интересовались флотским вооружением, системами боевого управления, навигации и связи, корабельными энергетическими установками, и конечно, новыми технологиями.
На пленарных сессиях, конференциях и круглых столах специалисты обсуждали насущные проблемы развития военного флота, судостроения и кораблестроения, представили результаты научно-практических исследований в интересах укрепления военно-морской мощи государства, в том числе разработки, ставшие наиболее востребованными в условиях постоянно изменяющихся условий ведения боевых действий на морских театрах, где враги России расставляют нашему флоту так называемые москитные ловушки в виде безэкипажных катеров-камикадзе.
НАШ БЭК КАК ОДИН ИЗ ОТВЕТОВ «МИКОЛЕ»
Отечественные безэкипажные катера (БЭКи) от Кингисепского машиностроительного завода вызвали большой интерес не только специалистов, но и журналистов.
Когда БЭК «Визир 700», прошедший испытания, будет запущен в серийное производство, произойдет ли это до конца этого года или уже происходит — естественно, неизвестно. Но точно ясно, что возможности его применения широки.
В КМЗ отмечают, что изделие изготовлено полностью из отечественных комплектующих. Уникальная платформа является беспилотной системой, заинтересовавшей Вооруженные силы, и в ближайшем будущем ожидается поставка опытной партии катеров в ударной версии для проверки в реальных боевых действиях в зоне проведения Спецоперации.
По мнению экспертов на базе данного БЭКа возможно не только создание ударного катера-камикадзе, но и «истребителя-перехватчика» для борьбы с вражескими надводными дронами, в частности с распиаренными ГУР МО Украины «Миколами» и «Магурами».
Кроме того «Визир-700» может быть использован как транспорт для десанта или подвоза боекомплекта. Новые катера смогут наносить удары по целям как на берегу, так и в открытом море.
Тактико-технические данные «Визира» не разглашаются, как и точное количество предполагаемого заказа Минобороны. Однако, в открытом доступе появилась информация о том, что войсковые испытания БЭКов «Визир» будут проводить наши силы специальных операций.
По понятным причинам, точный план испытаний и поставленные задачи не разглашаются, как и количество сборочных линий. Неи информации и о других проектах БЭКов, запущенных на иных верфях. С учетом того, что по отдельным видам БПЛА, включая «Герани» и «Ланцеты» наш военпром смог нарастить производство кратно, по отдельным видам номенклатуры в 14 раз за два года, количество морских дронов и быстроходных катеров от различных производителей может очень удивить врага на Днепре, или в устье Днестра, а быть может и у берегов Одессы. И в весьма близкой перспективе.
ЧТО ИЗВЕСТНО ИЗ ОТКРЫТОЙ ПРЕССЫ
Безэкипажный комплекс «Визир-700» построен на базе ранее разработанного КМЗ катера «Сапфир» и имеет унифицированный корпус длиной 7,5 м и шириной 2,4 м.
Корпус выполнен в виде единой детали из композитного материала на основе пластика и металлических волокон, он имеет устойчивость к различным ударам и иным внешним воздействиям.
Катер оснащен дизельным двигателем, соединенным с кормовым водометом и развивает скорость до 45 узлов.
Дальность применения катера составляет 120 морских миль. На борту может присутствовать полезная нагрузка массой 600 кг. Стоит напомнить, что якобы украинский дрон «Магура» (на самом деле он собирается из зарубежных комплектующих, включая австрийский двигатель для гидроциклов) размещает на борту не более 250 кг взрывчатки, и то если активируется с дрейфа вблизи цели.
На отечественном БЭКе устанавливаются устройства для дистанционного управления, навигации, в том числе информационно-управляющая система российской разработки, система технического зрения «Мурена» и автопилот. Часть аппаратуры размещена на складной А-образной мачте.
Способы управления катером засекречены, их отличие от иностранных аналогов налицо, но его суть не раскрывается. Платформа способна выполнять заложенную программу и двигаться по заранее загруженному в систему маршруту. В нее закладывается алгоритм реагирования на изменение ситуации, имеется функция возвращения на базу после решения задачи, вызова подмоги или координации удара высокоточными береговыми или воздушными комплексами по цели в случае ее недосягаемости или активного противодействии противника.
К ГРАЖДАНСКОМУ НАЗНАЧЕНИЮ ВЕРНЕМСЯ ПОСЛЕ СВО?
Ранее разработчики предлагали монтировать на катере гидроакустическую станцию для изучения толщи воды и дна. Но времена изменились, вскоре был апробирован дистанционно управляемый боевой модуль с пулеметом крупного калибра и реактивными гранатометами.
Сегодня же наиболее перспективным аналитики считают заказ серии катеров-истребителей, предназначенных для борьбы с надводными средствами противника.
Подробности этого проекта, естественно, держатся в тайне. На военно-морском салоне в Кронштадте гиды лишь улыбались зрителям, ничего не разъясняя и повторяя сухим канцелярским языком, что так называемую ударную одноразовую модификацию скоро ждет опытно-войсковая эксплуатация. Причем, такой вариант комплекса отличается сниженной стоимостью.
Получивший широкую известность проект «Визир» не был единственным на экспозиции. На выставке были представлены и другие новинки, но в условиях современной войны сегмент безэкипажных катеров представляет особый интерес, так как противник делает ставку именно на асимметричные действия на море.
Противодействие террористам привело как командование, так и личный состав флота к единой мысли, что флоту, чтобы бороться с мелкими хищниками, а как известно силы спецопераций Украины выбрали своим логотипом волка, нужен волкодав, чуть больше размером и побыстрее.