Поступило сообщение о гибели Надежды Оленевой. Авария случилась на склоне Дхаулагири, в ходе подъёма тройки российских альпинистов в лагерь№2, который расположен на высоте 6680 м (над уровнем моря). Шли, не связываясь с большим интервалом. По этому же пути они ранее выходили на акклиматизацию.
Склон, по которому соскользнула Надежда Оленева, как сообщалось ранее, около 200 м, по протяжённости, относительно пологий, затем становится круче и заканчивается ледопадом. Ледопад — это очень сложный для преодоления участок ледника, изобилующий глубокими трещинами и сераками (большими ледовыми глыбами). Он образуется в местах, где ложе ледника имеет очень крутой наклон.
С места событий сообщают, что первым во второй лагерь поднялся Роман Абилдаев, за ним пришёл Расим Кашапов. Надежду они так и не дождались. Судя по всему, она в какой-то момент, пока по непонятной причине, потеряла равновесие и начала скользить по фирновому склону. Фирн – это очень плотный снег. Его ещё называют промежуточным состоянием между снегом и льдом. Если альпинист начинает скользить по фирновому склону, то у него есть только один шанс задержаться с помощью ледоруба – с силой воткнуть его клюв в тело фирна, так, чтобы он глубоко утонул в фирне (у альпинистов это называется - зарубиться) и конечно же удержаться на ледорубе, поскольку сила инерции (или импульса) движения может сдернуть альпиниста с ледоруба.
Если альпинист при скольжении просто ляжет телом на ледоруб, удерживая его руками так, чтобы клюв инструмента упирался в фирн (у альпинистов это называется зарезаться), в надежде, что таким образом произойдёт замедление движения – это труд напрасный. В этой позиции задержание не произойдёт и человек продолжит скользить, набирая скорость. Хорошо если в конце склона есть безопасный выкат. Но в случае с Надеждой Оленевой был не выкат, а ледопад. И при таком варианте бывают счастливые исходы.
Знаю случай, когда альпинист упал при спуске с горы Верт (Альпы, массив Монблана), пролетел кувырком по крутому снежно ледовому склону более 600 м и угодил в ледовую трещину (бергшрунд). Но попал на снежную полку. Он отделался только ушибами. А вот Наде не повезло.
Её товарищи по восхождению рассказали, что в тот день, когда она пропала, они вышли на её поиск обнаружили одну телескопическую палку и след, который она оставила при скольжении по фирновому склону. Дело в том, что на высоте при низких температурах на фирн оседает тонким слоем изморозь. Поэтому такой след действительно должен быть виден. Ребята приспустились примерно на 200 м, дальше не пошли поскольку видимость, из-за плотной облачности, была почти нулевая, а склон становился резко круче. Они вернулись в лагерь №1 и стали поджидать спасательный вертолет, который прибыл ранним утором на следующий день. При облёте места аварии тело Надежды было обнаружено. Пока подойти к ней не могут. Чтобы это сделать, нужно дополнительное спасательное оборудование. Возможно её попытаются извлечь с помощью вертолёта.
Причины этой аварии очевидны. Россияне недооценили опасность маршрута, посчитав его предельно простым для себя и пренебрегли страховкой, шли по одному – не связываясь и даже, не поддерживая визуальный контакт. Чтобы обойтись без движения в связке, нужно провешивать перила (закрепить верёвку на протяжении пути от первого ко второму лагерю), но это требует много снаряжения, много времени и много дополнительных усилий.
В конце концов, есть возможность зарубиться, но для этого надо было держать ледоруб наготове. А они, судя по всему, шли с телескопическими палками в руках, а ледоруб, в лучшем случае, был закреплён на рюкзаке (рюкзак за спиной), а в худшем – его вообще не брали. Эта авария ещё раз подтверждает, что горы не прощают ошибки даже мастерам, даже на самом простом маршруте бдительность терять нельзя.