Два месяца прошло со дня начала так называемого украинского «контрнаступа». Еще в начале марта этого года на одной из военных баз в Германии прошла встреча генералов Пентагона и высшего комсостава ВФУ. По сути это была штабная игра по компьютерному моделированию вариантов будущего наступления украинских войск. Руководил штабными учениями председатель Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Милли. Согласно планам Пентагона и генерального штаба ВСУ Киевский режим должен был за 72 – 96 часов прорвать российскую линию обороны и выйти на оперативный простор.
Для решения этой задачи блок НАТО подготовил 12 украинских бригад обученных и вооруженных по стандартам Североатлантического альянса. 9 бригад общей численностью 36 тыс. человек прошли подготовку в странах блока, а три бригады готовились на территории Украины под руководством польских инструкторов. В целях реализации плана «контрнаступа» в марте этого года Киевский режим провел очередную мобилизацию, поставив под ружье 65 тыс. человек.
Из них сформировали два корпуса стратегического резерва – 9-й и 10-й. По планам украинского командования после прорыва российской линии обороны штурмовыми подразделениями оба корпуса должны были выйти один к Донецку, а другой к Крыму.
11-12 июля этого года в Вильнюсе состоялся саммит стран Североатлантического альянса, на который пригласили Зеленского в качестве главы Незалежной. 12 июля на заседании совета Украина - НАТО Зеленский потребовал от своих покровителей организовать морской транспортный коридор по доставке Киевскому режиму дополнительного оружия. На обратном пути сухогрузы должны были везти украинское зерно. По замыслу Зеленского на всем пути следования морские конвои должны были сопровождать военные корабли альянса. Брюссель не поддержал инициативу президента Украины. Ему объяснили, что он толкает НАТО к третьей мировой войне, а альянс к ней еще не готов. Более того, руководство блока потребовало от Зеленского начать второй этап «контрнаступа», о котором Киевский режим так долго и так много говорил.
Еще 4 июня 2023 г. ВФУ громогласно заявили о начале контрнаступления. Главными были выбраны три направления – Запорожское, Южнодонецкое и Артемовское. На Запорожском направлении предусматривался удар со стороны Орехова на Токмак с выходом на Мелитополь. Отсюда открывалась дорога на Крым. На Южнодонецком направлении предполагалось прорвать российскую оборону на стыке двух новых субъектов РФ – Запорожской области и ДНР. Основная задача, которая стояла перед украинской армией, выйти к Азовскому морю и перерезать сухопутные пути снабжения Крымского полуострова, идущие из России вдоль Азовского моря. Еще один удар на Артемовском направлении должен был привести к повторному захвату города с последующим выходом украинских сил к Донецку. Цель ВФУ - с помощью дальнобойной артиллерии и РСЗО типа Himers начать частичную блокаду столицы народной республики.
Однако «контрнаступ» у украинских сил сразу же не заладился. Войска Киевского режима уже в первые дни понесли тяжелые потери как в личном составе, так и в технике. Украинские власти рассчитывали, что российские военнослужащие при виде немецких танков Leopard и БМП M2 Bradley испугаются и в ужасе разбегутся. Вместо этого российская армия повела себя достойно, подтвердив, что ее солдаты, офицеры и генералы являются настоящими наследниками прославленных героев всех войн в защиту Отечества.
Важную роль сыграла заблаговременно построенная глубоко эшелонированная оборона. Ее создавали по классической схеме времен Великой Отечественной войны, в первую очередь Курской битвы. Впереди минные поля, затем противотанковые рвы. За ними надолбы и противотанковые ежи из бетона прозванные «зубы дракона», а также окопы с блиндажами и огневыми точками. Линия обороны насыщена дальнобойной артиллерией и РСЗО. Ключевую роль в уничтожении противника играет российская беспилотная авиация, которая обеспечивает артиллерию и ВКС точным целеуказанием.
На первом этапе «контрнаступа» украинские войска действовали в соответствии с указаниями натовских генералов и их боевыми наставлениями. Это привело к огромным потерям. Согласно методичкам натовских стратегов, в бой пошли украинские ротные тактические группы при активной поддержке западной бронетехники. В результате танки, БМП и ББМ напарывалась на мины и подрывалась. Уцелевшие гусеничные и колесные машины уничтожались огнем российской артиллерии, а также барражирующими боеприпасами «Ланцет» и «Куб». Слаженные действия российских войск привели к колоссальным потерям противника. По данным Министерства обороны РФ за два месяца «контрнаступа» ВФУ потеряли более 43 тыс. человек. Кроме того, «на линии боевого соприкосновения уничтожено не менее 4,9 тысячи единиц различного вооружения, в том числе: 26 самолетов, 9 вертолетов, 1831 танк и другие боевые бронированные машины (из них — 25 немецких танков Leopard, семь французских колесных танков AMX и 21 американская БМП Bradley), 747 орудий полевой артиллерии и минометов (из них — 76 американских артсистем М777 и 84 САУ из Польши, США, Франции и Германии)».
Несмотря на тяжелые потери, украинские войска на ряде участков линии боевого соприкосновения смогли потеснить российские части на несколько километров, взяв под свой контроль некоторые опорные пункты. Выйти к основной линии обороны силы Киевского режима так и не смогли.
По сути, провалив первый этап «контрнаступа», Киевский режим объявил на весь мир, что переходит к его второй фазе, интенсивность боевых действий при которой должна возрасти в разы. С этой целью генштаб ВФУ изменил стратегию наступательных действий. Для прорыва российской обороны были привлечены стратегические резервы – 9-й и 10-й корпуса, предназначенные для развития успеха в случае выхода на оперативный простор. Чтобы прорвать российскую оборону украинская армия вновь вернулась к тактике малых мобильных групп. Ее суть состоит в том, что с помощью легких боевых бронированных машин (ББМ) противник на большой скорости перебрасывает к линии российских укреплений до взвода солдат (около 30 человек). Иногда пехоте оказывается огневая поддержка либо с помощью украинской артиллерии и минометов, либо орудийным огнем из танков. Надо сказать, что украинские танкисты скопировали российскую тактику танковой карусели и, при возможности, применяют ее. Не брезгуют они использовать и опыт российских танкистов по ведению огня с закрытых позиций. Для поддержки украинских штурмовиков в ряде случаев широко используются дроны-камикадзе, в первую очередь FPV, которые пытаются устроить охоту на обороняющихся.
Надо сказать, что ВФУ теперь заблаговременно готовятся к прорыву российской обороны. С помощью артиллерии натовского калибра и высокоточного оружия, такого как американские ракеты РСЗО Himars, британские крылатые ракеты Storm Shadow, французские SCALP украинские войска наносят удары по российским логистическим цепочкам, складам боеприпасов и ГСМ, командным пунктам и штабам. Спикер Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат так описал эту тактику: «Вы видите результаты западных ракет в горящих российских складах, уничтоженных переправах, мостах. Это высокоточное дальнобойное оружие без шансов для противника». По мнению натовских и украинских генералов, удары высокоточным оружием должны заставить российское командование значительно растянуть коммуникации и вынести систему управления войсками далеко от передовой на дальность более 200 км. За счет многочисленных лобовых атак пехоты («мясных штурмов») при поддержке артиллерии и участии беспилотной авиации украинский генштаб стремится измотать и обескровить российские подразделения на линии боевого соприкосновения и затем уже прорвать линию обороны. Для этого противник широко использует кассетные боеприпасы, которые Киевскому режиму поставили США и другие страны НАТО.
Новая военная стратегия уже применяется на Запорожском направлении, где украинские силы не одну неделю штурмуют Пятихатки и Работино с целью последующего выхода к Токмаку и Мелитополю. Еще одно направление, где используется новая тактика – Южнодонецкое. Здесь украинские части продолжают атаки на Времьевском выступе с целью установления контроля над Старомайорским и Урожайным, а также прорыва на Старомлыновку. В последующем они планируют выйти к Волновахе и затем уже двигаться к Азовскому морю. Не ослабевают тяжелые бои вокруг Артемовска, где украинские силы на южном фланге обороны города почти месяц пытаются захватить Клещеевку, Андреевку и Курдюмовку.
Несмотря на продолжающийся «контрнаступ» украинских сил российские войска перешли к активным действиям в районе Купянска и смогли форсировать реку Оскол создав на другом берегу ряд плацдармов. Значительно улучшили свои позиции российские части на Краснолиманском направлении. Продолжаются тяжелые бои за Авдеевку и Марьинку. Что касается Авдеевки, то здесь наши подразделения пытаются взять украинские силы в охват одновременно атакуя в лоб. По сути, используется та же тактика, которая позволила освободить Артемовск.
Не добившись серьезных результатов на линии боевого соприкосновения Киевский режим резко активизировал тактику террора. В десятки раз возросло количество обстрелов Донецка. Ударам, в первую очередь, подвергаются жилые дома и объекты социальной инфраструктуры, мосты, газопроводы, железнодорожные путепроводы. Чтобы создать обстановку паники, неуверенности в завтрашнем дне и недовольства российскими властями Киевский режим с помощью дронов начал обстрелы гражданских объектов в Крыму, Курской, Брянской и Белгородской областях. Атакам подверглись Таганрог, Москва и Подмосковье. Никакого военного значения наносимые удары не имеют. Основная задача ВФУ создать видимость, что «контрнаступ» идет успешно и теперь охватывает часть территории России в границах до 24 февраля 2022 г. Реальная цель этих террористических акций – морально-психологическое давление на мирное население.
Особо следует сказать о попытках атаковать российские гражданские грузовые морские конвои с помощью беспилотных катеров, а также нападение на российский гражданский танкер. Кроме того, Киевский режим предпринял атаку с помощью морских беспилотных катеров на Крымский мост, а также попытался атаковать базы Черноморского флота в Севастополе и Новороссийске. Целями объявлены все российские гражданские порты и любые суда под российским флагом находящиеся в Черном море.
В ответ российские ВКС и ракетные войска наносят удары строго по военной инфраструктуре Киевского режима. Было разрушено здание СБУ в г. Днепропетровске. Серьезные удары были нанесены по портовой инфраструктуре Одессы, Ильичевска, речного порта на Дунае Рени. Под прикрытием зерновой сделки противник активно использовал причалы и портовые сооружения для доставки натовской боевой техники и вооружений, а также для их хранения и создания запасов топлива для нужд ВФУ.
Несмотря на серьезные неудачи в проведении «контрнаступа» Киевский режим по-прежнему имеет значительные силы для реализации своих планов. Своевременно разгадать направления главных ударов и вовремя предотвратить их – в этом на сегодня заключается главная задача российских войск, поставленная Министром обороны и начальником Генерального штаба Вооруженных Сил России.