Defense News: США пытаются создать двигатель самолёта 6-го поколения
7 августа 2023, 14:35 [ «Аргументы Недели» ]
Будущее программы создания двигателя для реактивного самолёта 6-го поколения Adaptive Engine Transition Program американских вооруженных сил все еще висит на волоске, но работы в этом направлении всё же ведутся. В ходе брифинга с журналистами в Дейтоне, штат Огайо, директор управления двигателей ВВС Джон Снеден рассказал о том, как его структура работает над адаптацией функций AETP к будущим двигателям платформы Next Generation Air Dominance.
Новая силовая установка, получившая название Next Generation Adaptive Propulsion или NGAP, находится на стадии предварительного проектирования, сказал Снеден на мероприятии ВВС Life Cycle Industry Days. Он добавил, что в течение следующих нескольких лет NGAP должна быть готова перейти к созданию прототипов и начнётся тестирование, конечно е после необходимых технических и технологических доработок.
Пентагон стремится, в рамках AETP, с 2016 года создать нечто для замены нынешнего двигателя F-35 Joint Strike Fighter. GE Aerospace, а также Pratt & Whitney (производит нынешний двигатель F135 для F-35) — разработали собственные новые силовые системы и продолжают работать над NGAP.
В своем мартовском бюджетном запросе Пентагон объявил, что решил придерживаться двигателей F135 и модернизировать их, для обеспечения лучших характеристик для F-35. В предлагаемом бюджете Пентагона денег на альтернативный вариант AETP не требовалось. Но со временем (прошло несколько месяцев) некоторые законодатели решили восстановить финансирование AETP, чтобы военные могли продолжить разработку этой технологии для использования в передовых истребительных платформах.
NGAP полностью финансируется в предлагаемом бюджете ВВС на 2024 финансовый год, при этом министерство запрашивает 595 миллионов долларов, что на 375 миллионов долларов больше, чем в 2023 финансовом году.
Снеден сказал, что «адаптивный элемент AETP, позволяющий двигателю быстро переключаться на конфигурацию, обеспечивающую наилучшую тягу и КПД в определенной ситуации, и использование передовых композитных материалов, способных выдерживать гораздо более высокие температуры, для турбин и других компонентов занимает центральное место в NGAP. Но еще не решено, будет ли двигатель NGAD использовать третий поток воздуха, который является еще одной частью конструкции AETP».
Хотя технология, используемая как в AETP, так и в NGAP, будет в основном одинаковой, пояснил Снеден, двигатели будущего NGAD будут отличаться по размеру от двигателей F-35. Это означает, что элементы AETP должны быть изменены в размерах и переработаны, чтобы они подходили для NGAD.
Снеден подчеркнул: «Мы сможем перенести эту технологию… Это не один на один; вы не можете просто снять его с F-35 и переместить прямо в NGAD в его текущем состоянии»
Снеден отметил, что в то время, как GE Aerospace и Pratt & Whitney разрабатывают двигатели для нового истребителя, потенциальные конструкторы планера NGAD также тесно сотрудничают с ними, чтобы вместить полученную силовую установку в новую конструкцию.
В прошлом году ВВС также заключили контракты на сумму почти 1 миллиард долларов каждый с производителями самолетов Boeing, Lockheed Martin и Northrop Grumman для работы над созданием прототипов двигателей NGAD, хотя в июле Northrop подтвердила, что не будет участвовать в торгах в качестве генерального подрядчика по NGAD.
Снеден также сообщил: «Мы делаем один дизайн, который… впишется в любую конструкцию (планера ред.) для NGAD…Позже, когда мы выберем и выясним, кто является окончательным поставщиком, может быть некоторая оптимизация этой системы и этого конкретного дизайна. Но все они разрабатывают и обходят ограничения по силовой установке, которые мы изучили, оценили и предоставили каждому».
По словам Снедена, уже проведенное тестирование AETP оказалось чрезвычайно полезным для NGAP. Он отметил: «Из-за данных, которые мы получили, мы действительно понимаем, как работает технология адаптивного двигателя…Мы понимаем типы изменений, которые нам необходимо внести, и мы можем включить их в базовый план для NGAD».
То есть, пока речь идёт о понимании командованием ВВС какой двигатель нужен самолёты 6-го поколения, но, нет реальных решений, как его построить.