Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия 13+

Как противостоять морским атакам на Крымский мост

, 13:08

Как противостоять морским атакам на Крымский мост
Из личного архива автора

Ровно неделя прошла с того дня как завершился саммит лидеров стран НАТО в Вильнюсе. По его итогам была принята декларация, направленная на еще большую мобилизацию стран Запада против России. Киевский режим воспринял принятые на саммите решения как громкий сигнал к эскалации террористических действий против Российской Федерации. С помощью беспилотников воздушного и морского базирования были предприняты попытки нанести удары по Курской АЭС и полуострову Крым. К сожалению, одна из атак на Крымский мост завершилась частичным успехом. Из строя было выведено дорожное полотно. Несмотря на старания спецслужб Незалежной мост выстоял, хотя и частично пострадал. После небольшого ремонта реверсивное движение в направлении Тамань – Керчь по неповрежденной автомобильной полосе было восстановлено, а три других полосы требуют капитального ремонта. Одну из них планируется запустить в середине сентября, а две другие - в середине ноября этого года.

Нет сомнений, что атака на Крымский мост тщательно готовилась и была хорошо спланирована СБУ и британской разведкой. Накануне украинские ВМС провели отвлекающее нападение на Севастопольскую базу с применением беспилотных катеров-камикадзе. Эти надводные аппараты хорошо известны российским морякам и наш Черноморский флот успешно борется с ними.

После предварительного расследования российский Национальный антитеррористический комитет сообщил, что для нападения на Крымский мост использовались два надводных беспилотных аппарата.

Украина располагает несколькими типами подобного рода катеров-камикадзе. В 2022 г. Киевский режим приобрел партию американских беспилотных катеров MANTAS T-12. Длина морского дрона составляет 3,61 м, ширина - 91,5 см, высота 36 см. Корпус в форме катамарана обеспечивает хорошие гидродинамические качества, благодаря чему катер выдерживает качку в 4 балла. MANTAS T-12 полностью герметичный. Сверху он плоский и гладкий, что позволяет снизить сопротивление воздуха и воды. Осадка небольшая и составляет 18 см. Максимальная скорость достигает 37 км/час. При небольшом волнении моря MANTAS T-12 способен проплыть 220 км. В то же время его полезная нагрузка не превышает 63,5 кг, что явно недостаточно для разрушения дорожного полотна Крымского моста.

Еще один надводный украинский дрон получил название «Микола - 3». Он создан на основе американского морского беспилотника MANTAS T-12, и представляет собой герметичную лодку длиной около 5,5 м, изготовленную из композитных материалов. Благодаря австрийскому двигателю Rotax мощностью 300 л/с дрон развивает скорость до 80 км/час.

Автономность плавания составляет до 60 часов. Для повышения маневренности на катере установлено сопло от гидроцикла.

Управление беспилотником осуществляется с помощью ноутбука и системы спутниковой связи Starlink, терминал которой находится внутри дрона. При необходимости для наведения катера-камикадзе на цель можно задействовать систему GPS, использовать БПЛА либо выдавать команды с борта корабля. Благодаря спутниковому терминалу Starlink дрон «Микола - 3» может передавать до трех потоков видео в высоком разрешении. Расстояние от Одессы до Севастополя составляет примерно 300 км, что не позволяет разместить на дроне «Микола - 3» большой запас взрывчатки. Максимум, что он может доставить до Крымского моста – это не более 60 кг пластида, что явно недостаточно для взрыва дорожного полотна. Морской дрон «Микола - 3» периодически используется ВМС Украины для атак на Севастопольскую бухту и российские корабли в Черном море. Несмотря на неплохие боевые характеристики, моряки Черноморского флота научились успешно бороться с катерами-камикдзе подобного типа.

Если вести речь о британском дроне REMUS 100, то это подводный беспилотник. Украина приобрела у Великобритании 6 таких аппаратов. Внешне он напоминает торпеду. Его вес составляет 244 кг, длина - 3,25 м, диаметр равен 320 мм.

Подводный дрон REMUS 100 может погружаться на глубину до 100 м, двигаться со скорость до 5 узлов (9 км/час) и находиться под водой до 24 часов. Запас хода составляет 60 км. Дрон предназначен для разведки морского дна, проведения противоминных мероприятий, поисковых и спасательных операций. Беспилотник оснащен сложным комплексом навигационной аппаратуры и аппаратуры связи. Стоимость REMUS 100 в зависимости от комплектации составляет от 500 тыс. до 1 млн. долларов. Полезная нагрузка подводного беспилотника не превышает 20 кг, что крайне мало для размещения взрывчатки и нанесения серьезных повреждений Крымскому мосту.

Как установило предварительное расследование, взрыв украинского надводного беспилотника произошел в 03:05 возле 145 опоры со стороны Краснодарского края. Второй взрыв был зафиксирован в 03.20. В результате теракта погибли супруги из Белгородской области. Их дочь получила серьезные травмы, но осталась жива. Террористическая атака была совершена с целью отомстить России за неудачи украинской армии в ходе так называемого «контрнаступа» и за приостановку Москвой «зерновой сделки». Еще одна причина удара по чисто мирному объекту российской транспортной инфраструктуры – поднять боевой дух населения Незалежной и ее вооруженных формирований.

Почему была выбрана именно 145-я опора сказать трудно. Возможно, опора находится на относительно небольшом расстоянии от берега и контроль за морской гладью здесь, по-видимому, хуже, чем в районе арки, через которую проходят грузовые суда в Азовское море и обратно.

По некоторым данным, в районе взрыва были найдены обломки водных мотоциклов. Это говорит о том, что Киевский режим мог использовать для атаки гидроциклы.

Современные гидроциклы представляют собой плавсредства, которые вполне подходят для применения в качестве надводных дронов-камикадзе. Они имеют небольшую длину равную примерно трем метрам. Их изготавливают из ударопрочного пластика и композитных материалов, которые сами по себе радиопрозрачны. Корпус гидроциклов полностью герметичный. Внутри имеются дополнительные защищенные от воды отсеки, которые обеспечивают высокую остойчивость и непотопляемость. Возможность регулировки сопла по вертикали позволяет гидроциклу плыть частично скрытым водой или нырять под воду. На ряде моделей стоит австрийский бензиновый двигатель Rotax мощностью 300 л.с., что позволяет перевозить груз весом 300 кг (два человека и багаж). Гидроциклы способны развивать скорость до 120 км/час. Спортивные модели могут разгоняться до 200 км/час. Бензобак рассчитан на 60 л топлива. Учитывая, что во многих гидроциклах расход топлива, как правило, составляет 8 л на 100 км пути, это позволяет пройти по воде на одной заправке 500 – 600 км. На многих гидроциклах сразу же на заводе устанавливаются навигационная система GPS, а также средства цифровой связи. В Скандинавских странах гидроциклы часто используют для путешествий по рекам и озерам на расстояние до 1000 км. Учитывая технические возможности гидроциклов их вполне можно переделать в морские дроны-камикадзе, способные нести от 300 до 500 кг взрывчатки.

Произошедший за последние девять месяцев второй теракт на Крымском мосту остро ставит вопрос о его защите от морских атак. Опыт Великой Отечественной войны показал, что наиболее простым и эффективным средством защиты являются боновые заграждения с прикрепленными к ним сетями. В то время они закрывали вход немецким подводным лодкам в советские гавани и препятствовали пуску торпед по стоящим у причалов кораблям. Как известно, Крымский мост представляет собой уникальное сооружение. Он имеет длину 19 км и является самым протяженным не только в России, но и в Европе. Закрыть боновыми заграждениями всю длину моста технически невозможно. Но есть другой путь. Для этого нужно вдоль моста на расстоянии 3 – 5 км построить опоры, к которым прикрепить боны с сетями. Вероятно, потребуется поставить от 5 до 10 опор. Понятно, что это затратный путь, но он позволит надежно защитить Крымский мост от возможных атак со стороны Черного моря.

Еще один возможный вариант усиления мер защиты Крымского моста - создание системы своевременного оповещения о движении посторонних катеров и других плавсредств. Для этого необходимо шире использовать гидрофоны, которые автоматически фиксируют акустические сигналы от неизвестных катеров и подводных дронов. Аналогичная система СОСУС (SOSUS - SOund SUrveillance System или Звуковая Система Наблюдения) уже давно создана в США. Она функционирует в Атлантическом океане и предназначена для обнаружения российских подводных лодок. Появление украинских подводных беспилотников, способных причинить вред опорам Крымского моста, не за горами и к этому нужно готовиться уже сейчас.
Важную сдерживающую роль играют ответные меры России на террористические атаки Киевского режима. Так, в ночь на 18 июля был нанесен «групповой удар возмездия» высокоточным оружием морского базирования. Были поражены объекты в районе Одессы, где готовились теракты с применением беспилотных надводных аппаратов, а также уничтожено место их изготовления на судоремонтном заводе. Еще один высокоточный удар был нанесен по объектам топливной инфраструктуры в районе Одессы и Николаева. В результате были уничтожены предназначенные для ВФУ хранилища топлива общим объёмом около 70 тыс. т.

В ответ на российские «удары возмездия» Киевский режим попытался атаковать Крымский полуостров, используя рой из 28 беспилотных летательных аппаратов. Благодаря действиям сил ПВО 17 дронов были сбиты с помощью зенитных ракет, зенитных установок и стрелкового оружия, а еще 11 дронов были подавлены средствами РЭБ и потерпели крушение.

Происходящая после саммита НАТО эскалация террористических действий со стороны Киевского режима прямо указывает на его дальнейшие агрессивные планы. Поэтому следует ожидать, что атаки на Крымский мост будут предприниматься и в дальнейшем. Не допустить их успешного завершения в будущем – главная задача Черноморского флота, войск противовоздушной обороны, а также силовых структур Российской Федерации.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram