Разрекламированный контрнаступ ВСУ стремительно оборачивается пшиком. Это уже ясно многим не только в России, но и на Западе и даже на Украине. Две с лишним недели попыток пробить стену эшелонированной подготовленной обороны привели лишь к вязким боям всего лишь за предполье первой оборонительной линии ВС РФ. А также к кошмарным украинским потерям в живой силе и технике, что более критично для страны с полумёртвой военной промышленностью и зависящей от очень скупых западных поставок.
Наступ не задался
С 4 июня прошло уже чуть более двух недель, а ничего не изменилось на карте. ВСУ оказались неспособными преодолеть даже предполье перед первой оборонительной линией ВС РФ. По сути, всё это время происходило одно и то же в разных вариантах исполнения – атаки на 5–8 участках в Запорожье, в районе Орехова, Гуляйполя, Времевского выступа, расположенного частично в Запорожской области РФ и частично в ДНР, а также под Бахмутом (Артёмовском) в ДНР. Украинцы атаковали сначала силами нескольких бригад, по 1–2 батальонные тактические группы (БТГ) на каждом направлении, щедро (по меркам ВСУ) усиленных танками. Затем напор стал ослабевать: в бой пошла то пехота на лёгкой технике с поддержкой БМП и почти без танков, то пешая пехота по лесам и лесопосадкам, то ротные тактические группы (РТГ) с танками.
При этом в воздухе господствует наша авиация, а ПВО не даёт работать остаткам вражеской. За время контрнаступа противовоздушная оборона ВСУ не смогла сбить ни одного российского пилотируемого летательного аппарата. Сонмы украинских беспилотников, которыми воодушевляли своих читателей украинские пропагандисты в сетях, – не явились. Им не даёт работать наша РЭБ, которая ещё и периодически «кладёт» связь ВСУ. А вот натовская РЭБ не может похвастаться такими успехами, кроме некоторых проблем со связью в первые дни атак.
Все наши БПЛА успешно работают, включая ударные, разведывательные и одноразовые барражирующие боеприпасы типа «Ланцета» (который практически РЭБ не поддаётся). Летают даже совсем технологически простенькие барражирующие боеприпасы типа FPV, то есть с управлением через очки виртуальной реальности. Ими подбито и уничтожено немало бронетехники противника. В общем, наступление на противника, превосходящего в артиллерии, танках и бронетехнике, авиации и ПВО и имеющего куда больше боекомплекта, – бесперспективно, что ВСУ и доказывают.
За две недели украинцами не взято ничего, кроме некоторых небольших деревень в несколько домов, которые просто было неперспективно превращать в ловушки для ВСУ. Как это происходит, например, с Пятихаткой. Это небольшое село вдоль дороги стало могилой для сотен, если уже не тысяч, украинских солдат из 128-й горно-штурмовой бригады. Оно расположено в низине – оборонять его неудобно. Но ВСУ пытаются его занять, чтобы оттуда двигаться южнее. В итоге украинцев там со всех сторон мониторят беспилотники и наводят убийственный огонь ствольной артиллерии и РСЗО, вместе с огнём танков и БМП-3 из окружающих лесопосадок. Украинцы с нацистскими крестами вкатываются в село, вешают флаг, получают по полной от артиллерии и убегают, кто остался жив. Наши заходят, скидывают флаг, потом всё повторяется снова. И такое творится во всех районах, где ВСУ «контрнаступают».
Посчитали – прослезились
Потери Украины уже просто ужасающие, причём и в технике, и в живой силе. Насчёт живой силы можно привести такой пример. Кое-где на Западной Украине планируется организовать на стремительно разрастающихся погостах прокат электросамокатов и пустить автобусы по кладбищу, чтобы посетители могли добраться до нужных могил.
ВСУ из подготовленных якобы 12 бригад наступления (реально 9) уже потеряли порядка 3 бригад. Киев больше волнует техника – советских танков и БМП осталось негусто, натовских дали немного, а потеряно за две недели уже под 200 машин. При этом у Украины во всей армии вряд ли было более 500–600 танков. Конечно, такие потери для них катастрофичны. ВСУ уже сточили первый механизированный эшелон подготовленной наступательной группировки. Второй – тоже увяз в боях.
Странности комплектования и подготовки
Украина и НАТО подготовили к контрнаступу 9 тяжёлых бригад – механизированных или морской пехоты, отличающихся только названием. Танков там по штату полагалось 253. БМП, БТР и заменяющих их различных броневиков-MRAP – порядка 800. Артиллерии – 150 артсистем. Но в реальности комплектовали эти бригады техникой, как бог на душу положит.
Например, 33-я механизированная имела 14 танков «Леопард-2А6» и 18 «Леопард-2А4», но при этом немецкие БМП «Мардер» были переданы другой бригаде. В 33‑й же пехоту возили на MRAP MaxxPro, а в качестве артиллерии она имела дивизион никуда не годных английских 105-мм гаубиц М119. И такого – полно. В 47-й бригаде пехота ездила на БМП «Брэдли» и имела никуда не годные словенские танки М55S. Это израильская модернизация Т-55. Но даже эти бригады не были полностью укомплектованы ни техникой, ни людьми – максимум 70%, что для ВСУ считается очень хорошим уровнем.
В бой эти бригады тоже шли странно. Так, 47-я атаковала без своих танков, которые были неизвестно где, но с «Леопардами» из 33-й. И эти самые «Леопарды» выкосили изрядно, почти под корень. И таких примеров – полно. Например, в Бахмуте ВСУ воевали сводными группами, когда технику для очередной атаки набирали по сусекам в 5–6 бригадах. Видимо, «подготовленный НАТО» «контрнаступ» вёлся сходными методами. Такие же и результаты выходят.
Что дальше?
Некоторые эксперты прогнозируют для ВСУ потери от 50 до 150 тыс. только убитыми и утрату практически всей техники в случае попытки продвинуться к Токмаку и Мелитополю. Правда, какой там Токмак, если даже к первой линии обороны (которая, по уставам, далеко не самая сильная) подойти не могут. К тому же ввиду высоких потерь и никаких успехов на Западе явно снижают градус поддержки Киева. На словах пока всё хорошо, но уже идут звоночки. Вожделенные истребители F-16 обещают уже даже не осенью, как совсем недавно, а в начале будущего года. А будет ли он для Киева?
При этом кто-то считает, что ВСУ продолжат атаки, пока не «сточат» оставшийся стратегический резерв. А кто-то – что будут дальше атаковать живой силой с огромными потерями, лишь бы изобразить активность. Или кинут все оставшиеся свободные силы, чтобы к очередному саммиту НАТО в начале июля Зеленский мог показать хоть какой-то, пусть и липовый, но результат. Но есть мнение, что ВСУ вскоре перейдут к обороне. Тем более что под Купянском и Лиманом в наступление идут ВС РФ. Также в Киеве опасаются, что недавние слова Путина о санитарной зоне предрекают удары в Сумской, Харьковской и Черниговской областях. Вероятно, не ошибаются.
Сами виноваты
В западной прессе пошёл уже вал публикаций, которые объясняют неудачу ВСУ. По традиции Запад обвиняет во всём самих украинских вояк и их генералов и очень осторожно – консультантов из НАТО. Причём рассказ строится так: мол, техника-то НАТО прекрасна и на порядок сильнее «русского старья», но вот пользователи и обстоятельства не те.
Но The New York Times разразилась публикацией о том, что вместо боеготового вооружения с Запада Киеву часто поставляется поломанный старый хлам, а деньги разворовываются украинцами.
«Меркав» не видать, да и не помогут
Огромные потери и осознание того, что НАТО вряд ли сможет их возместить, вынуждают украинцев обращаться к другим странам. Например, в Израиль. На днях прошёл слух, что он готов продать несколько сотен своих старых танков «Меркава» 2-й и 3-й модификаций с площадок хранения за весьма умеренные суммы. Причём якобы один покупатель где-то в Азии, второй – в Европе.
И сразу же пошёл разгон проукраинскими источниками, что танки эти уйдут или сразу на Украину, или в Польшу, а потом та их подарит Киеву, то ли в Болгарию, а те свои Т-72М отдадут Украине. Есть версия и про Кипр, который свои Т-80 тоже «подарит ВСУ», и ряд других вариантов. Однако израильские военные сразу пресекли эти разговоры, заявив, что такой продажи не планируется. Время, однако, покажет, кто врёт.
Но хочется сразу заметить, что «Меркава-3» и тем более «Меркава-2» мало бы чем помогли ВСУ. Это, скажем так, сильно перехваленные и необычные танки, польза от которых может быть армии Израиля, а во всех прочих армиях больше будет вреда. Эти танки велики, тяжелы и приспособлены к твёрдым грунтам Ближнего Востока. Они не умеют преодолевать реки под водой, имеют посредственное бронирование, а 105-мм пушка на «Меркаве-2» почти бесполезна против наших машин.
Ну и самое главное – в Израиле хорошо понимают, что такое репутация оружия и как она связана с прибылью оружейного бизнеса, и портить её на Украине не хотят. Как и США, которые подзуживают передавать оружие другие страны НАТО, но сами не очень рвутся передавать свои истребители и танки и тянут с такими решениями. К тому же Израиль очень не хочет, чтобы в качестве ответных мер, какие-нибудь ракетные комплексы российского производства оказались у «Хезболлы» в Ливане. И испортить отношения с Москвой там тоже не хотят, несмотря на давление Вашингтона.