Ещё задолго до СВО в украинском обществе стали популярны поиски «вундерваффе», или «чудо-оружия», которое позволит победить всех врагов. Причём желательно с минимальными затратами усилий. Сейчас в Киеве ищут очередное «вундерваффе», на роль которого теперь претендуют американские истребители F-16.
Ретроспектива «чудо-оружий»
Ещё до СВО первым «чудо-оружием» стали ПТРК «Джавелин». Вера в то, что этот комплекс поможет уничтожить тысячи российских танков, была такова, что некоторые идиоты меняли имя на «Джавелин», а другие называли так своих детей. Но ход боевых действий показал, что бронепробиваемость ПТУР «Джавелин» так себе, а систему самонаведения можно обмануть даже примитивными средствами, установленными на танках. К тому же научиться ими грамотно пользоваться – сложно.
Потом было много таких же «рецептов успеха» – гранатомёт NLAW, 155‑мм гаубицы М777, РСЗО MLRS и HIMARS с корректируемыми ракетами GMLRS и т.п. Но каждый раз оказывалось, что «чудо-оружие» не является козырным тузом и неизменно бьётся теми картами, что имеются на руках у ВС РФ. Гранатомёт NLAW получал презрительную кличку «игрушка пацифиста», причём от обеих сторон. Гаубицы «выносились» нашими пушками «Гиацинт», РСЗО «Ураган» и барражирующими боеприпасами «Ланцет».
Теперь вот новая «зброя перемоги» – франко-британские авиационные тактические крылатые ракеты (КР) Storm Shadow (SCALP). Вместе с американскими летающими «обманками» MALD (которых даже не поставляли официально, но они у ВСУ есть) удалось в начале их применения провести несколько удачных атак по плохо прикрытым объектам. Но затем ПВО и РЭБ «раскусили» ранее нам незнакомые ракеты, и их стали сбивать уже без особых проблем – иногда по 6–7 штук. Одновременно российские истребители начали сбивать и их носители – бомбардировщики и разведчики Су-24М/МР. На днях их последние оставшиеся экземпляры накрыли крылатыми ракетами на аэродроме.
«Патриоты» гибнут за Украину
Не блеснули и западные средства ПВО – ни германский ЗРК SLM, который, похоже, так и не научился попадать хоть во что-то, ни достаточно посредственный норвежско-американский ЗРК NASAMS, ни американская ЗРС «Пэтриот» РАС-3 CRI. Первый комплект «Пэтриота» в итоге весьма ярко и шумно уничтожили гиперзвуковыми «Кинжалами» в киевском аэропорту Жуляны. Буквально на днях по Жулянам прилетело ещё раз. Сообщают, что опять уничтожили очередной комплект.
По слухам, после первой атаки были погибшие военнослужащие США наверняка будут и после второй. Потери-то, понятно, американцы скроют, а ЗРК, возможно, опять восполнят за счёт поляков или немцев. Но ведь ЗРК «Пэтриот» не так уж и много: в Армии США насчитывается всего полтора десятка «батальонов» этих ЗРК (их «батальон» – это нечто среднее между нашим дивизионом и полком небольшой численности).
Но куда хуже обстоят дела с наличием ракет и выпуском новых. За пару атак киевский «Пэтриот» потратил их столько, сколько в США производят за полгода. Это вам не Россия, изготавливающая ЗУР куда больше, чем вся планета, вместе взятая.
«Купи мени литак»
Теперь же появилась новая кандидатура на «чудо-оружие». Это боевые самолёты западного производства – истребители F-16. Украинская пропаганда и блогосфера уже приписывают им чудодейственные свойства и качества. В Киеве вовсю пишут, что если Запад даст «всего несколько процентов от своего парка этих самолётов, то есть машин 150–200», то «это позволит вернуть все свои территории». Это мы уже слышали, когда украинцы выпрашивали танки, не пройдёт этот фокус и с истребителями.
Для начала, F-16 Fighting Falcon – это неплохой, достаточно отработанный, надёжный, неприхотливый истребитель 4‑го поколения. Но звёзд с неба он не хватает. И даже в новейшей версии F-16V Viper (он же – Block 72) он совершенно не соперник нашему Су-30СМ, не говоря уж о Су‑30СМ2, Су-35С или МиГ-31БМ. Это если брать именно истребительные возможности. Но таких самолётов ВСУ не видать – их мало выпущено. И даже более-менее современных версий типа F-16C Block 50/52 тоже могут не дать.
F-16, конечно, самый многочисленный самолёт 4-го поколения – их было выпущено более 4 тыс. машин. Хотя, если бы не распад СССР, такими бы стали МиГ-29 или Су-27 и их потомки. Однако по всему миру в строю номинально числится (вместе с резервом) не более 2 тыс. F-16, а это десятка два стран. При этом такие страны, как Южная Корея, Тайвань, Турция или Греция, своими самолётами не поделятся ни с кем, так же и Израиль, Египет, Иордания и арабские нефтяные монархии. Остаются некоторые союзники по НАТО и сами США. В США в строю порядка 900 F-16C/D/V, из них в лучшем случае исправно порядка половины, так что вряд ли американцы могут много дать.
Чуда опять не случится
Вероятным вариантом является передача части самолётов, снимаемых с вооружения ряда европейских ВВС, таких как Норвегия, Нидерланды, Бельгия, Дания. В сумме это порядка сотни с небольшим истребителей, преимущественно совсем устаревших версий F-16A/AМ/B/BМ, построенных в начале 80-х годов прошлого века. Правда, они проходили модернизацию, но летали они очень долго и много – состояние у большинства из них сильно «аховое».
Драться на них с нашими истребителями не получится, даже если с ними дадут более-менее современные версии ракет «воздух-воздух» средней дальности AMRAAM AIM-120. Ни РЛС этих машин не идёт ни в какое сравнение ни с одной из наших, ни ракеты не ровня своим одноклассницам Р-77-1/Р-77М. А уж бой с Су‑35С или МиГ-31БМ с ракетами большой дальности Р-37-1/37М с дальностью пуска много более 300 км они точно проиграют. Как рассказал выживший после такого боя украинский лётчик, «откуда-то прилетела ракета, от самолёта, который никто не видел, ни с земли, ни с воздуха – и я уже на парашюте».
Комплексный вид оружия
К тому же без налаженной наземной радиолокационной сети, без самолётов дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРЛДН) современные истребители вести боевые действия на равных не смогут даже с равным по численности противником. А украинская сеть РЛС почти вся выбита, а натовская техника может давать подсказки только по целям где-то на западе Украины или в Белоруссии.
А вот у ВКС есть и наземная сеть, и загоризонтные РЛС, и самолёты ДРЛДН А‑50/50У. Даже если бы ВСУ и правда дали 200 F-16 и нашлись бы на них лётчики наёмники – это не дало бы им шансов. У наших ВКС, по словам председателя ОКНШ ВС США генерала Милли, «более тысячи новейших истребителей», и они не дадут украинцам никаких шансов на господство в воздухе, по словам того же генерала. Численность авиапарка ВКС РФ – более 4 тыс. самолётов и вертолётов, и уступаем мы в численности только США, наголову превосходя их и их союзников по ПВО. А опыта боевых действий и побед у наших лётчиков сейчас больше всей остальной планеты. У некоторых счёт сбитых врагов уже вполне сравним с результатами наших асов в Корее или в Великую Отечественную и давно перешагнул за десяток.
Единственное, что смогут несколько десятков F-16, – это изредка и крадучись, рискуя быть сбитыми в первом-втором вылете, вылетать на нанесение ударов по наземным целям исподтишка. Только и всего.
К тому же обучение лётчиков – процесс длительный. Чтобы просто научиться более-менее летать, нужно месяца 4 обучения, а уж стать действительно обученным пилотом – и подавно долго. А если будут летать одни недоучки-курсанты – много они навоюют? Есть, конечно, вариант с наёмниками, но наёмник приезжает зарабатывать деньги, а не подохнуть. Так что и эта «зброя перемоги» пополнит ряды не оправдавших надежд Киева.
При этом передача крылатых ракет и самолётов неуклонно приближает тот неловкий момент, когда Москву всё окончательно достанет.