Какие возможны направления ударов в заявленном на этот год наступлении ВСУ по данным, опубликованным в СМИ США и в реальности
9 мая 2023, 15:19 [«Аргументы Недели», Александр Шарковский ]
Поскольку нет точных данных о готовности резервов ВСУ в составе двух моторизированных корпусов и 26 отдельных бригад, о чём в Киеве говорили ранее – стоит ожидать, что натиска в ближайшее время с украинской стороны по всей линии фронта не будет, для этого явно не хватит сил. Более того, не получится у ВСУ провести более двух главных и от четырёх до шести второстепенных, отвлекающих ударов войсками, если Киев начнёт наступление в мае.
Пентагон сделал вброс в инфополе, в котором более-менее подробно высказана некоторая оценка возможностей ВСУ осуществить наступление в весенне-летней кампании 2023 года. Есть подозрение, что американская утка в целом не может быть принята, как реальный план украинского командования и в первую очередь она предназначена, в первую очередь - совсем не для Москвы. Даётся примерно на 75% -85% правдоподобная информация, но выводы из неё делаются, мягко говоря, странные. Этот вброс скорее рассчитан на американского потребителя, на Конгресс и Палату представителей, которые принимают законы о дополнительном финансировании Украины и на общественность, чтобы та не сильно возражала против столь объёмной помощи режиму Зеленского. В частности, даются очень странные сведения о потерях в российских войсках на различных участках фронта, которые явно многократно завышены.
Согласно вбросу, на юге будут выбраны четыре направления ударов как основные, так и вспомогательные. Во-первых, это форсирование Днепра в нижнем течении на уровне Херсона. Во-вторых, форсирование Днепра на уровне Каховской ГЭС, опираясь на дамбу. В-третьих, форсирование Каховского водохранилища с прямым выходом к Запорожской АЭС. Этот момент стоит обсудить особо. Поскольку, водохранилище довольно широкое в самых узких местах достигает почти 4 км и чуть более – понтонную переправу здесь не навести, придётся действовать на плавающих средствах. А этакий маневр реализовать можно если не считаться с потерями и действовать относительно скрытно с постановкой широкой дымовой завесы, если делать упор на скорость преодоления водной преграды десантом ВСУ и поддержку авиацией, которой у Залужного мало. Однако опасность такого маневра со стороны ВСУ существует. А поддержку с воздуха на короткий период украинское командование может организовать с двух аэродромов, расположенных в Днепропетровске и Канатово с временем подлёта в 15 -20 мин. Также, генштаб ВСУ может делать ставку на возможность осуществление прорыва фронта на левом берегу Днепра в районе Васильевки – это, в-четвёртых. Здесь сейчас наблюдается оперативное построение боевого порядка сил наступательного характера. И ничего подобного, ни на одном другом вероятном направлении ударов ВСУ – нет. Помимо двух эшелонов развёрнутых непосредственно на линии фронта, сильный резерв размещён вдоль трассы Запорожье – Днепр. Некоторые источники вещают, что именно здесь находятся два мехкорпуса, которые специально сформированы и оснащены под наступление на большую глубину. Удар может быть нанесён как вдоль русла Днепра на Вальевку и далее на запад и юго-запад, так от Орехова на Токмак и далее на Мелитополь.
В США считают, что возможна попытка прорыва в районе Угледара, но здесь, а равно и в районе Гуляйполя нет такого оперативного построения боевых порядков ВСУ, как на запорожском направлении. Возможно, на данном широком участке будут наноситься отвлекающие (второстепенные удары) с надеждой на случайный успех.
Донецкое направление через Марьинку или Авдеевку, а равно и Горловское направление американцы почему-то игнорируют. То ли пытаются подыграть ВСУ в распространении дезинформации, то ли реально считают, что здесь наступления украинских войск не предвидится. Справедливости ради стоит отметить, что по внешним признакам на данных участках фронта просматривается оборонительное построение боевых порядков украинских войск. А вот Бахмутский/Артёмовский участок фронта рассматривается, как поле сражений на ближайшую перспективу. Резервы ВСУ собраны в городе Часов-Яр и западнее его, а также в Славянске, Северске и Краматорске. Просматривается возможность удара украинскими силами от Часова-Яра на юго-восток с охватом Бамута с юга. И от Славянска или Северска на Соледар с охватом Бахмута с севера. Так, чтобы этот город в результате был зажат в мощные клещи. Этим способом ВСУ могут попробовать «срезать» образовавшиеся Бахмутский выступ.
Также американцы указывают, что возможно наступление на Купянском направлении с задачей развить продвижение сил на юг вдоль бывшей российско-украинской границы. Здесь просматриваются резервы ВСУ, расположенные в Харькове и его окрестности. Далее на север в большей (северной)части Харьковской, в Сумской и Черниговской областях оперативное построение украинских войск имеет оборонительную конфигурацию. Но, не стоит забывать, что ВСУ имеют возможность перебросить нужные для прорыва силы и средства на любой участок фронта. К тому же северный фланг может поддержать немногочисленная авиация ВСУ, базирующаяся на аэродромах в Миргороде и Сахновщине и многочисленный парк украинских беспилотников.
Есть ещё данные о том, что украинское командование к 31 марта завершит формирование ещё 11 бригад:21-я ОМБр (Подольск, Одесская обл.), 22-я ОМБр(Михайловка), 23-я ОМБр (Новомосковск), 31-я ОМБр (Новгород-Волынский), 32-я ОМБр (Белая Церковь), 33-я ОМБр (Ужгород), 41-я ОМБр (Кременчуг), 43-я ОМБр (Днепропетровск), 37-я ОБр морской пех.(Белгород-Днестровкий), 38-я ОБр морской пех.(Горишние Плавни) и 82-я ОДШБр(Черновцы). Кроме того, на ротационном доукомплектовании находятся ещё шесть бригад: 42-я ОМБр (Ценжев), 61-я ОМБр (Бахмач), 44-я ОМБр (Нежин), 5-я ОМБр (Гадяч), 46-я ОМБр (Павлоград) и 115-я ОМБр (Виры). Однозначно стоит учитывать, что эти соединения располагаются рассредоточено и могут при необходимости сменить место дислокации. Но, во всяком случае, важно то, что мы имеем представление о незадействованных в боях силах ВСУ, которые находятся в пределах Украины. При этом незабываем, что значительный контингент ВСУ проходит подготовку за рубежом и располагается вне пределов досягаемости российских высокоточных средств дальнего поражения.