Пентагон нашёл решение по устранению проблем с двигателями F-35 Joint Strike Fighter (истребитель объединённого удара). Издание Defense News сообщило, что вместо создания адаптивного двигателя следующего поколения, будет модернизироваться уже существующая энергетическая система F135 Pratt & Whitney. Это анонсировал министр ВВС США Фрэнк Кендалл.
Программа Пентагона «Adaptive Engine Transition Program» (Разработка адаптивного двигателя), направленная на финансирование исследований, разработок, прототипирования и испытаний нового типа двигателя с повышенной тягой, мощностью и охлаждающей способностью – будет свёрнута, во всяком случае - пока. Адаптивный двигатель использует три потока воздуха: для охлаждения двигателя и реактивного самолета и имеет адаптивный цикл, который позволяет ему приспосабливаться к конфигурации, обеспечивающей наибольшую тягу и эффективность в любой сложившейся стихийно ситуации.
Ранее указывалось на необходимость замены существующего двигателя, разработанного Pratt & Whitney. Поспешило предложение от компании General Electric Aviation, которая представила свой двигатель — XA100. В то же время Pratt & Whitney представила проект модернизированного существующего двигателя F135 в рамках программы под названием Engine Core Upgrade. И Пентагон счёл это предложение более выгодным для себя. Кендалл пояснил: «Мы не смогли профинансировать программу AETP… Нам нужно было что-то доступное и поддерживающее все варианты F-35». Проще говоря, у Пентагона сейчас нет денег на приобретение явно превосходящего по качеству GE XA100, поэтому он решил пользоваться старым, улучшенным F135, несмотря на его серьёзные конструктивные недостатки. Недавно было заявлено, что в полёте из-за конструктивных недостатков в двигатели самолёты F-35 подвергаются вибрации.
Стало известно, что ВВС США планируют потратить 245 миллионов долларов на обновление ядра двигателя в 2024 году. Также было обнародовано, что с 2016 года на AETP было потрачено почти 2,7 миллиарда долларов, и всё это добро пока «летит коту под хвост». Бюджет замены старых двигателей на XA100 составил более 6 миллиардов долларов, в результате ВВС США пришлось бы закупить на 70 истребителей меньше.
Впрочем, на базе XA100 компания GE уже предложила разработку двигателя для самолётов шестого поколения в рамках программы «Next Generation Adaptive Propulsion» (NGAP) несмотря на то, что эти системы создаются на базе разных технологий. И ВВС США уже запрашивают 595 миллионов долларов для NGAP в 2024 году, что на 375 миллионов долларов больше, чем в 2023 году. Похоже, что заявленное использование компьютерных симуляций не очень помогает снизить стоимость НИОКР.
Может быть, это связано с желанием разработчиков получать прибыль уже на стадии конструкторско -исследовательской деятельности. Впрочем, расходы американского военного ведомства сейчас растут и по другой причине. Оно вынуждено наращивать производство вооружений и боеприпасов, для Украины. Причём поставки ВСУ производятся за счёт США, то есть они являются полностью убыточной статьёй.