Аргументы Недели → Армия 13+

Украина получила новые управляемые бомбы GDAM, а ВВС США начали разработку «гибкой ракеты»

, 13:46

Украина получила новые управляемые бомбы GDAM, а ВВС США начали разработку  «гибкой ракеты»
Фото: Из личного архива автора

10 марта 2023 г. украинские СМИ сообщили, что под Артемовском авиация ВФУ впервые применила новую американскую высокоточную бомбу JDAM-ER (Joint Direct Attack Munitions - Extended Range). Если называть вещи своими именами, то была испытана не сама авиабомба, а комплект специального оборудования, который включает в себя складывающиеся крылья, расположенные в специальном отсеке в хвостовой части бомбы, и блок управления, который состоит из инерциальной системы наведения и аппаратуры GPS.

Комплект JDAM предназначен для того, чтобы с его помощью можно было превратить свободно падающую авиабомбу в планирующую управляемую. Раскладывающиеся крылья позволяют авиабомбе пролететь несколько десятков километров, а система спутниковой навигации GPS наводит ее точно на цель с круговым вероятным отклонением 11 м.

Комплект JDAM намного дешевле, чем изготовление планирующей управляемой авиабомбы с нуля, а его установка превращает морально устаревшее оружие в высокоточное. Все, что нужно сделать для изготовления бомбы JDAM, — это установить на корпус авиационного боеприпаса необходимое оборудование.

Максимальная дальность полета авиабомбы с усовершенствованным комплектом JDAM-ER составляет 75 км. Расстояние во многом зависит от скорости самолета-носителя и его высоты. Максимальная дальность достигается при высоте бомбометания 12 км и сверхзвуковой скорости 0,9 Маха. Модернизированные авиабомбы можно применять против маневрирующих целей, но только в том случае, если в комплект JDAM входит лазерная полуактивная головка самонаведения.

Комплект оборудования JDAM крепят на свободнопадающие бомбы весом от 230 кг (GBU-38) до 910 кг (GBU-31). Всего с 1998 г. произведено более 250 тыс. комплектов JDAM. Стоимость одного составляет примерно 22 тыс. долл.

Кроме вышеперечисленных преимуществ авиабомбы оборудованные комплектом JDAM имеют ряд серьезных недостатков.
На сегодняшний день авиация ВФУ может применять авиабомбы JDAM только с помощью истребителей МиГ-29, Су-27 и фронтовых бомбардировщиков Су-24. Для того, чтобы авиабомба могла точно спланировать на цель, потребуется установка на самолеты специальной электронной аппаратуры, которая должна ввести в навигационный блок комплекта JDAM координаты атакуемого объекта, а также рассчитать оптимальную точку сброса бомбы исходя из местоположения самолета, его скорости, высоты, курса, а также погодных условий.

Как уже говорилось, для достижения максимальной дальности необходимо, чтобы бомбометание производилось с большой высоты. Это делает истребитель-бомбардировщик весьма уязвимым для таких зенитных ракетных комплексов как С-300В4, С-300ПМУ2, С-350 «Витязь» и С-400 «Триумф». Хорошо известен случай, когда российский ЗРК большой дальности поразил два украинских самолета, Су-24 и Су-27, на расстоянии 217 км.

Если говорить о самих авиабомбах оборудованных комплектами JDAM, то все они изготовлены по старой технологии и не отличаются малой заметностью. Скорость их планирования гораздо меньше, чем скорость полета ракет класса «воздух-воздух», а значит, бомбы будут хорошо видны на экранах российских радиолокационных станций и станций наведения ракет. Полет по прямой траектории без каких-либо маневров делает бомбы JDAM несложной целью для ЗРК Бук-М2, Бук-М3, ЗРПК «Панцирь-С» и Тор-М2. Все это в совокупности позволит российским средствам ПВО успешно бороться с очередной новинкой Пентагона в зоне СВО.

Передав Киевскому режиму бомбы с установленными на них комплектами JDAM, Вашингтон на этом не успокоился. На днях стало известно, что ВВС США приступили к наземным испытаниям прототипа новой ракеты класса «воздух-воздух» в рамках проекта Missile Utility Transformation via Articulated Nose Technology (MUTANT - «Преобразование ракетных комплексов с помощью технологии шарнирно-сочлененной носовой части»). Он уже получил неофициальное название - «гибкая ракета» (flexible rocket).

Впервые публике проект был представлен в 2023 г. в г. Орора (Aurora) штат Колорадо (Colorado) на симпозиуме Ассоциации военно-воздушных и космических сил. Уже известно, что исследовательская лаборатория ВВС США провела первоначальные наземные испытания. В качестве прототипа была использована ракета класса «воздух-земля» AGM-114 Hellfire, на которую установили подвижный головной отсек. Он связан с корпусом ракеты шарнирной конструкцией, состоящей из различных подшипников, шестеренок и микроэлектродвигателей, что отчасти напоминает устройство поворотного сопла самолета с укороченным взлетом и вертикальной посадкой F-35В.

Наземные испытания показали, что «гибкой ракетой» в полете можно управлять не с помощью традиционных крыльев, рулей и двигателя с управляемым вектором тяги, а с помощью подвижного головного отсека и обычного реактивного двигателя. По мнению авторов проекта отклоняющийся по командам головки самонаведения головной отсек с боевой частью значительно расширяет маневренные характеристики ракеты, повышает ее возможности по захвату цели и существенно увеличивает вероятность поражения летательных аппаратов противника. Отсутствие традиционных механических систем управления позволяет разместить на борту дополнительное топливо, что влияет на дальность полета.

Одна из главных задач, которая в настоящее время стоит перед разработчиками «гибкой ракеты», - создать композитные материалы высокой прочности способные выдержать температуру более 900 градусов.

Планируется, что в случае успеха проекта «гибкими ракетами» типа MUTANT оснастят самолеты шестого поколения, созданные по программе Next Generation Air Dominance (NGAD), а также истребители F-35. Согласно заявлению министра ВВС США Фрэнка Кендалла Пентагон планирует примерно через 10 лет иметь 200 самолетов шестого поколения NGAD, 1000 дронов с высокой степенью автономности полета и 300 истребителей пятого поколения F-35. Это означает, что разработчики и производители ракеты MUTANT без заказов не останутся.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram