Американский комплекс Patriot никогда не участвовал в полноценных боевых действиях
№ () от 27 декабря 2022 [«Аргументы Недели », Александр ЧАПЛЫГИН ]
Будто бы и пора всех поздравить с наступающим Новым годом, но что-то мешает. Рановато! Из головы не выходит обещание президента Байдена поставить на Украину зенитно-ракетные комплексы «Пэтриот». А ведь кому-то кажется, что это серьёзное оружие, которое изменит ход военной операции на Украине.
Так что это за чудо-юдо американское – зенитно-ракетный комплекс Patriot? Начнём с того, что само название ЗРК не имеет к нашему пониманию слова «патриот» никакого отношения. Американцы всегда – по делу и без него – любят всё сокращать. Редко скажут, к примеру, Лос-Анджелес. В 99 случаях из 100 скажут просто LA. Так и с зенитно-ракетным комплексом. Если расшифровать этот набор латинских букв, то получится Phased Array Tracking Radar to Intercept On Target. В переводе означает «комплекс, сопряжённый с РЛС сопровождения, с фазированной антенной решёткой, для перехвата цели по линии визирования».
Комплекс принят на вооружение в 1982 году. Для сравнения: к тому времени число моделей советских ЗРК превышало десяток. Объяснялось это тем, что европейский театр военных действий, где должны быть работать системы наших ПВО, намного отличался от американского. В частности, в Советском Союзе ждали появления американских крылатых ракет Tomahawk с дальностью полёта 3 тыс. километров. Готовились к этому очень серьёзно, как никто в мире. Параллельно в США появился тот самый загадочный Patriot.
Понятно, всё познаётся в сравнении. Поэтому назовём главные характеристики американской машины, чтобы сравнить с машинами нашими. Даже теми, которые стоят на вооружении украинской армии, – тот же комплекс ЗРК С‑300.
Новейшая версия Patriot PAC-3 предназначена для перехвата боеголовок тактических баллистических и крылатых ракет, в том числе выполненных с использованием технологии «стелс». Это та же «Точка-У», которая стоит на вооружении украинской амии. Или наш «Искандер» с дальностью полёта боевой части до 500 км, высотой полёта до 50 км и применением технологий «стелс». «Искандер М» предназначен как раз для уничтожения систем ПВО и ПРО. И американский Patriot подойдёт для «Искандера» по всем параметрам в качестве жертвы. В другой комплектации – «Искандер К» использует крылатую ракету Р‑500, которая летит на высоте 5–7 метров – в зоне, абсолютно недоступной для американского Patriot, способного видеть цель только на высоте выше 50 метров.
Ракета Р-500 будто бы предназначена для поражения целей до 500 км. Но какая дальность на самом деле, не знает никто. Поэтому Patriot придётся держать от линии соприкосновения на расстоянии не меньше 1000 км. Причина – в дальности стрельбы «Пэтриота». По баллистическим целям – к примеру, по боевой части нашего «Искандера» – это максимум 20 км. При аэродинамической цели лучше. Бомбардировщик будет заметен на удалении 180 км, истребитель – 130, крылатая ракета – максимум 100 км. Но если цель будет лететь ниже 50 метров, Patriot её не заметит. Его максимальный потолок для атаки составляет 20 км. А вот боеголовка «Искандера» может прилететь с гиперзвуковой скорости с высоты в 50 км. Это секунды. Притом что скорость разворачивания ЗРК Patriot составляет примерно полчаса. К тому же в официальных характеристиках последней версии «Пэтриота» указано, что вероятность поражения крылатой ракеты, при отсутствии радиопомех, составляет от 0, 6 до 0, 8. При этом цель должна лететь со скоростью не выше 1600 км/час. К гиперзвуковым ракетам типа «Кинжал» и тому же «Искандеру» Patriot не применим.
И вот ещё некоторые соображения. Американские ЗРК Patriot могут стрелять только под углом 38 градусов к горизонту, в сторону вероятного прилёта тех же крылатых ракет «Калибр». Если радары покажут, что цель летит с другого направления, придётся разворачивать грузовик. На это уйдёт время. «Калибр» же летит со скоростью около 300 метров в секунду. Если Patriot начнёт разворот в поисках цели, то каждая минута будет стоить ему 18 км приближения 450 кг тротила. Но и это ещё не всё! «Калибр» способен лететь на высоте от 50 до 60 метров над уровнем земли. А «Пэтриот» работает на минимальных высотах от 60 метров.
Дальше можно рассказывать о примерах неудачного применения американских ЗРК в Саудовской Аравии или в Южной Корее. Но не будем. Американская система никогда не участвовала в настоящих боевых действиях, и бог его знает, как она будет вести себя на Украине. Пока же говорят, что недостатки, которые теоретически имеются у Patriot, заставят украинцев поставить вокруг позиционного района одной их батареи несметное число оставшихся в вооружённых силах Украины ЗРК С-300 для его охраны. Все характеристики С‑300, что по дальности, что по высоте, времени развёртывания и пуска из любого положения, намного Patriot превосходят. В России же С-300 уже не производят. С-400 и С-500 намного его превосходят.
В заключение два слова об экономике. Одна батарея Patriot, в которую входит 4 пусковые установки по 4 боевых ракеты в каждой, обходятся американскому бюджету примерно в 1 млрд долларов. Сравнивая со стоимостью «Калибров», которая вычисляется пока чисто теоретически – на один американский дивизион из 4 грузовиков придётся минимум 300 крылатых ракет, которые запускают откуда угодно и летят минимум 2000 км.
Но вот ведь что ещё. Много говорят только о «Калибрах». На самом деле это самая новая система. Но ещё со времён Советского Союза таких систем ПВО и ПРО было и остаётся десятки самых разных модификаций. Все они до сих пор в строю. Дело в том, что на системы ПВО в Советском Союзе обращали внимания в десятки раз больше, чем в США.
Так зачем американцы собираются отгрузить свой ЗРК на Украину? Рискуют же потерей имиджа, если их батарея из 4 грузовиков будет уничтожена, для чего будут брошены все силы. И покупателей для этой дорогущей системы станет намного меньше? Ответ может быть таким. Сегодня много говорят о зимнем наступлении. Всё может быть кончено намного раньше, чем четыре американских грузовика прибудут куда-нибудь под Киев. Остаётся, как минимум, показать готовность помогать Зеленскому. Чтобы в будущем не молчать тупо в ответ на неудобные вопросы.