Начавшееся очередное обострение в отношениях между Сербией и автономным краем Косово, который считает себя «независимым», – не случайное и не рядовое. Этот конфликт может привести к войне. И весьма вероятно, приведёт.
Частично признанный бандитский анклав
Косово считает себя «частично признанным государством» и имеет для этого некоторые основания – на пике оно признавалось аж 117 членами ООН. Прежде всего это США и их сателлиты из НАТО и ЕС, которые и откололи этот регион от Сербии в ходе агрессии 1999 года. А также ряд стран, на которые Штаты оказали давление или попросту купили голоса. Также Косово признают некоторые исламские страны. В частности, последовательно поддерживает косовских сепаратистов Турция.
Но среди признавших числится «государство» Тайвань, которое само признаётся немногими и не является членом ООН. А также Йемен, где нет, по сути, легитимной власти, распавшееся на части Сомали и Ливия – там тоже всё грустно. При этом надо заметить, что в последние годы наметился отзыв заявлений о признании Косово со стороны стран, у которых американцы купили голоса. В настоящий момент таких государств набралось уже порядка 20. Среди них есть и ставшая нашим союзником Центральноафриканская республика (ЦАР).
Кстати, Украина Косово тоже до сих пор не признаёт. Иначе Киеву придётся признать Крым, ДНР и ЛНР, а также результаты референдумов по вхождению этих регионов в Россию. И даже в ЕС и НАТО Косово признают не все, например, Румыния, Испания, Кипр и ряд других стран.
С точки же зрения самой Сербии, а также России, КНР, Индии, Бразилии, ЮАР и сотни других стран никакого «независимого Косово» не существует. Что не мешает ему стучаться в двери НАТО и ЕС. Это ещё больше обостряет ситуацию.
Провокаторы на работе
Но и без попыток вступить в НАТО всё весьма опасно. Недоговороспособное руководство сепаратистов сначала решило наказывать местных сербов за автомобильные номерные знаки, выданные в Сербии. Но затем под давлением ЕС и НАТО, которым сейчас невыгодна балканская конфронтация ввиду событий на Украине, решение о перерегистрации автомобилей было отложено. Следующим этапом давления на сербов стало проведение «внеочередных выборов». В ответ они вышли из всех органов власти и уволились из местной полиции. Но с «выборами» на сепаратистов опять надавили и заставили перенести их на весну.
Однако 9 декабря на север Косово и Метохии были введены силы спецотряда косовской полиции (ROSU) в количестве до 300 человек. Кроме стрелкового оружия у отряда имелась лёгкая бронетехника. Надо сказать, что спецназ у косовских албанцев только с виду выглядит хорошо. Однако он бестолково экипирован и разномастно вооружён. Но с безоружными сербами даже такой потешный косовский спецназ воевать умеет – его обучение проводили американцы и немцы. Поэтому провокации продолжаются. Надо отметить, что нападений «неизвестных» на косовских сербов и задержаний их полицией в этом году было очень много – на 131 больше, чем в прошлом, как заявил президент Сербии А. Вучич.
Сербы перебрасывают войска к границе
В результате косовские сербы начали строить баррикады на дорогах и погранпереходах. Косовары в ответ увеличили количество своих боевиков. Белград начал концентрировать спецподразделения армии и жандармерии МВД у границы. Хотя большая часть сербской армии и так дислоцируется на южном направлении.
Албанцы, а вместе с ними и «миротворцы» KFOR и полицейских сил безопасности ЕС начали требовать разобрать баррикады, но сербы отказываются. Затем Белград провёл заседание совбеза и сделал ряд грозных заявлений, однако с миролюбивыми нотками в конце. Вроде «мы не допустим нападений и эскалации насилия в Северном Косово». Но, заявляя о склонности к дипломатическому решению, президент Вучич вспомнил и о том, что, согласно резолюции СБ ООН №1244 от июня 1999 г., Сербия имеет право ввести в Косово до 1000 своих солдат и полицейских «для охраны мест проживания сербов, сербских святынь и храмов».
Обстановка продолжает обостряться – в окрестностях «столицы» северных муниципалитетов Косовска-Митровцы по ночам звучат взрывы и стрельба, как и в других городах. Косовская «полиция» уверяет, что это некие «криминальные группы» сербов, которые стреляют из припрятанного ранее оружия. Сербы это отрицают.
В ЕС, к которому постоянно апеллирует Вучич, призывают обе стороны к спокойствию и заявляют, что мирные албанцы идут навстречу сербам. Мол, и замену номеров перенесли, и выборы тоже. Да и вообще – албанцы белые и пушистые. А Жозеп Боррель, министр иностранных дел ЕС, как обычно, несёт чушь, требуя от сербов разобрать баррикады и разойтись по домам.
Что дальше будет? Наверняка сербам будут препятствовать во введении их ограниченного контингента в Косово, несмотря на то что такие меры могли бы решить много проблем. Так что насилие будет раскручиваться и далее. И каким бы «травоядным» ни было руководство Сербии, рано или поздно его загонят в угол, где выбора между позором или войной уже не будет. Придётся выбирать войну или её выберут за Вучича.
Миротворцы готовятся к эвакуации?
Почему-то многие аналитики уверены, что Сербия не решится ввести войска в Косово без согласования с KFOR – мол, это «будет война с НАТО». Но, скорее всего, не будет. НАТО сейчас совсем не до Сербии, да и группировка KFOR не в том составе и не в той форме, чтобы противостоять сербской армии. Подкрепления от Альянса могут прийти не скоро. Если будут вообще.
КFOR насчитывает 3747 человек. С октября командующим «миротворцев» является генерал-майор из Италии Анджело Ристучча. Самый большой контингент там тоже итальянский – 715 солдат. Далее идут американцы – 561 человек, венгры – 469, турки – 335, австрийцы и поляки – по 240. Всего 27 стран, из которых 7 имеют контингенты от одного до 13 человек. Британцев, например, всего 41. Вооружены эти части лёгкой бронетехникой. Артиллерии, танков, БМП нет.
Любопытно, что большая часть самых ценных кадров «миротворцев» (американцы, англичане и прочее «ядро» НАТО) находится на юге Косово – близко от путей эвакуации. А вот солдаты других наций размещены на севере, поближе к сербам. Интересная конфигурация, не правда ли? Как-то не носит она наступательного характера.
Численность же «полиции Косово» – около 8 тыс. человек. Большей частью это малобоеспособные бойцы, но есть и спецподразделения. Наверняка найдутся и разного рода боевики, которых под обострение могли привезти в Косово заказчики «концерта».
Сербская армия неплоха, но неопытна
А что есть у Сербии? Сербская армия в настоящий момент относительно невелика, хотя и активно пополняется личным составом – ещё летом объявлен дополнительный набор добровольцев. Она сильнее любой другой армии по соседству, включая Хорватию. Численность сербских вооружённых сил (ВС) – порядка 30 тыс. человек. Они состоят из Сухопутных войск (СВ), ВВС и ПВО. В СВ имеются 4 боевые общевойсковые бригады, 1 смешанная артбригада, 5 отдельных батальонов и Дунайская флотилия. Кроме того, в подчинении Генштаба есть президентская гвардия, 63-я парашютно-десантная и 72-я бригады спецназа. Это самые подготовленные части сербов, которые регулярно проводят учения с ВС РФ и РБ. Также следует выделить разведывательный бронебатальон и отдельный танковый батальон, вооружённые полученной недавно из России техникой. Кроме этого в отрядах жандармерии МВД имеется порядка 10 тыс. бойцов, обученных контрпартизанским действиям и контртеррору.
Всего у сербов в строю 260 танков. Из них 30 Т-72БМС «Белый орёл», полученных из России. Ещё 68 танков на хранении, 250 БМП в строю (230 на хранении), сотни колёсных бронемашин – почти все своего производства, но есть и советская и даже американская техника. Хотя ей вооружена больше жандармерия МВД, отряды контртеррора и военной полиции, например, машинами «Хамви». Артиллерия страны насчитывает до сотни РСЗО, сотню САУ и сотни буксируемых орудий и миномётов. Большая часть также произведена в Югославии или Сербии. Есть очень интересные образцы вроде загоризонтных дальнобойных ПТРК ALAS. Появились и свои беспилотники, в том числе квадрокоптеры, но есть и китайские ударные SH‑92B, турецкие «Байрактары» и российские «Орланы-10Е».
Авиация у Сербии пока слабовата, но значительно усилилась за недавние годы. Есть 14 МиГ-29СМ, 26 лёгких дозвуковых штурмовиков «Орао» J-22, 21 учебно-боевой самолёт G-4М «Супер-Галеб» и другие машины. Транспортной авиации практически нет. Вертолётный парк насчитывает 30 лёгких боевых вертолётов «Газель» с пушками и ПТУР, 13 Ми‑17, новые ударные Ми-35М из России. Планируется выкупить у киприотов их парк Ми-35М. ПВО можно считать устаревшей, несмотря на местные модернизации. Но сейчас она серьёзно усиливается – появились «Панцири», китайские ЗРК средней дальности. Планируются и другие закупки. От массированной воздушной кампании НАТО сербы, конечно, не отобьются, но от локальной акции могут.
Так что силы формально у сербов есть. Весь вопрос в решимости сербского руководства хоть к каким-то реальным действиям. Вот её-то и не хватает. К тому же ещё не выветрилась до конца вера в Европу и «европейский путь».
Но, похоже, выбора скоро не останется.