Представляем очередной обзор с фронтов специальной военной операции (СВО). В Донбассе казавшаяся бесконечной позиционная рубка внезапно дала результат. Речь о боях на линии Бахмут – Соледар и в районе Марьинки.
Удобная точка для перемалывания
На самом деле бои за город Бахмут (ранее – Артёмовск, как его продолжают называть в ДНР) идут с лета. Кстати, Бахмут был основан как крепость ещё Иваном Грозным, и это название идёт с тех времён. То, что бои за город и всю линию Бахмут – Соледар идут достаточно долго, это не показатель слабости штурмующих его войск ЧВК «Группа Вагнер» и поддерживающих её общевойсковых, танковых и артиллерийских частей ВС РФ. Дело в том, что Бахмут, находящийся в низине, стал, по сути, местом перемалывания украинских резервов. Как и Соледар, также не очень удобный для обороны.
Ещё летом украинское командование пыталось проработать вопрос отхода оттуда, но Киев по политическим причинам разрешения не дал. В итоге бои затянулись. К тому же у ВСУ сложилось ложное впечатление, что успехи в районе Харькова удастся развить и на этом направлении. Однако это не так. Вся эта линия стала ареной сложных и тяжёлых боёв, в которых наши силы преимущественно перемалывают противника превосходящей в разы по количеству, качеству и имеющемуся боекомплекту артиллерией, при поддержке авиации, но не форсировали продвижения вперёд. ВСУ там несли всё время большие потери и постоянно ротировали войска взамен побитых, удерживая ситуацию немалой ценой. Но на людей Киеву всегда было плевать.
Катастрофа для Киева близка
Но в последние недели ситуация для ВСУ стала просто катастрофической – потери на маленьком участке фронта стали сравнимы с общими потерями украинской армии на пике «летнего ракетно-артиллерийского перемалывания». Или на пике наступательных усилий Незалежной под Херсоном и в других местах. Тогда только убитыми украинцы теряли в день более 600 солдат. Причём это минимально. Ежедневные потери доходили и до 1000 человек, а то и больше.
Сейчас информация от западных журналистов из окрестностей Бахмута стала приобретать панические нотки – сообщается о сотнях убитых в день, о 600–700 раненых только за два дня и т.п. Есть информация, что сейчас украинские потери там достигают одного батальона и более в день – 500–800 человек. Подключились и генералы НАТО, в том числе бывшие. Приведём лишь оценку самого одиозного из них. «Бахмут – это мясорубка, русские поймали украинцев в ловушку. Линия обороны была выстроена таким образом, чтобы никто не мог убежать», – заявил американский генерал, экс-командующий ОВС НАТО в Европе Уэсли Кларк. Тот самый, который пытался приказать бомбить наших десантников во время рейда в Приштину в 1999 году. А ведь если падут Бахмут, Северск и рядом расположенные населённые пункты, то в украинском фронте появится немалая дыра. Причём у армии России уже есть достаточно резервных сил, чтобы развить успех.
Ресурсы Украины тают
Надо сказать, что людские резервы ВСУ не бесконечны – на Украине призывают уже 60-летних. Только по данным Минобороны РФ, ВСУ уже потеряли убитыми более 135 тыс. человек. Но это не все потери, а только те, о которых мы точно знаем. А сколько украинских военных лежит где-то в степях, лесах или под завалами зданий – не знает никто. Оценочно потери Украины только убитыми оцениваются в 180–200 тыс. человек, а общее выбытие без возврата (убитые, пленные, дезертиры, покалеченные) – до 400 тысяч.
Причём официально тот же Арестович и прочие киевские болтуны врут то про 10 тыс., то про 13 тыс. убитых, не забывая приписывать свои реальные потери России. Они делают так всегда. Берут, скажем, наши реальные потери в технике (танки, самолёты, вертолёты) – и завышают их раз в 10 и более. Выходит похоже уже на их собственные.
Между тем проведённый энтузиастами подсчёт только тех некрологов, что выложены в сетевых ресурсах, показал, что только по захороненным украинским военнослужащим имеется 102 тыс. записей. В лидерах – Полтавская, Днепропетровская, Закарпатская, Харьковская и Винницкая области. Во многих сёлах Украины погибли или пропали без вести (а таких большинство) почти все, кто был призван. Со многими «нет связи» аж с весны – это в ВСУ, где нет строгих правил по наличию телефонов у военных.
Стало сильно хуже у Украины и с техникой. Советские запасы близки к концу – выбиты, поломаны. Чинить даже советскую технику уже очень сложно. Ремзаводы разрушены, а где был организован ремонт на мощностях ранее мирных предприятий – там проблемы с энергией. К тому же запасы запчастей и узлов, как и старья для каннибализации, – тоже на нуле.
В результате с исчерпанием подкинутых Западом запасов натовской и советской техники стал образовываться страшный дефицит. Например, сейчас очень заметно, что у ВСУ почти пропали на фронте танки. Ещё недавно в атаки, обычно рассеиваемые нашей артиллерией и авиацией, ходили до нескольких батальонов мотострелков и батальон танков. Сейчас ходит 1–2 роты, укомплектованные техникой с миру по нитке, и 1–2 танка. Часто среди разгромленных украинских колонн попадаются такие, где нет ни одной одинаковой машины, – весь «зоопарк» натовской, советской и украинской техники в наличии.
Плюс осеннее бездорожье вместе с заморозками сразу показало, чья техника создавалась для войны, а чья – для горделивого выезда по асфальту арабских дорог и запугивания местного населения. Речь о натовской технике, которая сразу же стала вязнуть, тонуть, замерзать, не заводиться и т.п. Теперь ВСУ вынуждены возить личный состав на советских грузовиках с перегрузом, которые, попав под обстрел, становятся могилой для всех.
Очередная медийная «перемога»
Исходя из последних неудач, украинское руководство решилось на новую медийную акцию, сулившую «перемогу». То есть на удары по нашим авиабазам дальней авиации – Дягилево и Энгельсу. Атака была произведена беспилотниками в минувший понедельник и вызвала большой резонанс в наших сетях. В Энгельсе ПВО отработала чётко, и ничего никуда не долетело. В Дягилево, похоже, одну из двух целей сбили слишком поздно – она упала рядом со стоянкой дальних бомбардировщиков Ту-22М3. В результате загорелся находившийся рядом автозаправщик, который быстро потушили. Два самолёта получили незначительные повреждения, а у самого пострадавшего потребуется замена двигателей и стабилизаторов. К сожалению, есть 3 погибших и 6 раненых.
Согласно сообщению МО РФ, украинцы атаковали при помощи советских БПЛА Ту-141 «Стриж», переделанных из фоторазведчиков в подобие крылатых ракет (КР). Получается очень неточная, но способная пролететь много километров на малой высоте со скоростью 800–900 км/ч эрзац-КР. Но успешно атаковать такой штукой удалось только один раз из нескольких десятков попыток.
Главный выключатель
В этот же день последовал и ответ – удар более 70 российских крылатых ракет «Калибр», Х-101 и прочих по энергетическим объектам Незалежной. Он нанёс большой ущерб. Погружение Украины в доэлектрическое прошлое – продолжается. Правда, есть версия, что удар был заранее подготовлен, уж больно быстро он был проведён. Вероятно, в ВСУ знали про это и решили сорвать российскую атаку таким образом – тогда вопрос, откуда у Киева такая информация?
Но Зеленскому, видимо, «понравился» российский ответ. Во вторник утром украинцы попробовали ударить снова – теперь по авиабазе Бельбек в Крыму и по Курску. В Крыму всё было сбито заранее и чётко, а вот в Курске одну цель прохлопали – она ударила в нефтесборник авиабазы. Жертв и каких-то иных повреждений нет, но пожар на момент написания материала ещё тушили. Видимо, последуют новые ответные действия ВС РФ. Зеленскому, конечно, в бункере-то будет тепло и светло, а вот жителям Украины – совсем наоборот. Но популярного комика это волнует мало.