Устаревшие западные системы ПВО не помогут Киеву
№ () от 22 ноября 2022 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
На фронтах специальной военной операции (СВО) пока относительное затишье. Бои, безусловно, идут. Кое-где они носят локальный наступательный характер, но ничего широкомасштабного не происходит. Причин тому достаточно много.
Стороны готовятся
Причины для паузы следующие. Во-первых, плохая погода. Поздней осенью на юге влажные грунты резко ограничивают подвижность автомобильной и даже бронетанковой техники. Совсем непролазной грязи ещё нет, но и того, что имеется, хватает с головой. Особенно ВСУ, у которых меньше автотехники и бронетехники, а та, что имеется, представляет собой дичайший зоопарк, состоящий из давно устаревших или относительно современных образцов десятков различных марок и моделей. Вся эта западная техника показывает, что даже небольшая грязь на просёлках для неё почти непроходима.
К тому же ВСУ понесли тяжелейшие потери и в ходе своих успешных, и не очень успешных попыток наступления. А также при наступательных действиях ВС РФ, и от постоянных ударов авиации, ракетных войск и артиллерии. Много потеряли украинцы даже при занятии пустого правобережья Херсонской области после отхода наших войск – там было уничтожено очень много техники артиллерией и авиацией ВС РФ, а также ударными БПЛА и барражирующими боеприпасами (ББП) типа «Ланцет» и «КУБ».
В настоящий момент ВСУ ещё могут попытаться провести наступательные действия, но возможностей у них немного. Что-то сделать через реку Днепр очень трудно. Там разве что можно переправить разведывательно-диверсионную группу (ДРГ) или небольшой десант. Но, скорее всего, его утопят по дороге или уничтожат на берегу. В Донбассе украинцы пытаются наступать в районе Кременной и Сватово, но все эти попытки каждый раз приводят только к большим потерям. Считается вероятным, что ВСУ могут попытать удачу на Запорожском направлении, но верится в это с трудом. Учитывая погоду и наличие там большого количества резервов ВС РФ и хорошо укреплённой обороны.
Армия России сейчас заканчивает слаживание большого количества новых соединений, сформированных из добровольцев и мобилизованных. Вся эта масса постепенно окажется как в зоне СВО на юге, так и на иных направлениях. Очень похоже на то, что, как только стабилизируется погода, подмёрзнет земля и установится снежный покров, нас ждёт резкая, взрывная активизация боевых действий на фронтах. Возможны удары на севере, например, в районе Харькова или Чернигова и Сум. А может, и на Киевском и Западноукраинском направлениях – кто знает, кроме Генштаба? Во всяком случае, усиленное строительство укреплённых полос, проводимое в ближнем тылу наших группировок, не означает, что планируется именно оборона. Такие полосы могут использоваться и для обороны, и для защиты тылов и флангов от просачивания войск противника. А также для усиления направлений главных ударов и сосредоточения основных усилий за счёт других направлений.
Путешествие Украины на машине времени
А пока войска готовятся, продолжается планомерная работа по отправке Украины в прошлое, когда ещё не изобрели электричество. Удары наносятся как по вырабатывающим электроэнергию мощностям (кроме АЭС), так и по открытым распределительным устройствам (ОРУ) и подстанциям (ПС) ЛЭП высокого напряжения – 300 кВ, 500 кВ, реже 750 кВ. Также удары затрагивают и военные цели и недобитые объекты военной и перепрофилированной в военную промышленности. А с недавних пор – и газовую сферу.
В большинстве областей и городов Незалежной проводятся уже не аварийные отключения, а постоянные, и надолго. Не редкость, когда энергию дают на пару часов в день. А ведь зима ещё не началась, но как только сильно похолодает, энергосистема рухнет окончательно.
При этом Запад в такой ситуации помочь не может. Оборудование машинных залов, пунктов управления станциями, ОРУ и ПС является штучным, узкоспецифичным, изготавливается под заказ и очень долго – от полугода до нескольких лет. Да и не всё изготовленное в СССР могут воспроизвести в ЕС и США. Это очень дорого. Запаса же запчастей для ремонта у Украины уже нет, а по многим позициям и быть не могло. К тому же свои мощности по производству такого оборудования в городе Запорожье украинцы успешно погубили несколько лет назад. Массовые поставки малогабаритных бензогенераторов тоже не спасут Незалежную – условно говоря, топить квартиру, сжигая спички, неэффективно.
Ручеёк помощи пересыхает
Что до усиления ПВО, то и тут НАТО особо помочь нечем. «АН» уже не раз отмечали, что река западной военной помощи постепенно превращается в ручей, и это подтверждается от пакета к пакету. На словах всё вроде бы хорошо, но конкретные цифры поставок говорят о сокращении. Сокращается и трафик грузов с Запада. Так, поставки оружия через польский город Жешув только в этом месяце упали в сравнении с октябрём на 28%. А в сравнении с летом – на 53%. А ведь именно этот путь основной. Причин тому много. Это и опустение складов ВС США и НАТО – американцы передали ВСУ многие сотни тысяч снарядов калибра 155 мм, имея годовой выпуск порядка 45 тыс. штук ранее и раза в два больше сейчас.
При этом в США отдают себе отчёт в том, что количество снарядов, какое они выпускают за год, ВС РФ тратит в СВО за 2–3 дня. В итоге на Украину ушли даже древние снаряды разработки начала 50-х годов прошлого века. Но восполнить такие поставки для самих ВС США – непросто. Схожая ситуация и по другим позициям: или уже почти нечего давать, или осталось то, чего давать не хочется, вроде современных систем. Впрочем, как говорится, англичанка продолжает гадить. На днях Украина получила от Великобритании модернизированные высокоточные ракеты Brimstone 2. В отличие от предыдущей модели эти ракеты обладают системой лазерного наведения и вдвое большей дальностью пуска, которая достигает 60 км. Также у них расширен новый набор режимов боеголовки, который включает в себя задержку, взрыв в воздухе, ударный и неконтактный взрыватель. Такие ракеты предназначены для использования авиацией, однако ВСУ в качестве пусковых установок используют грузовые машины. Кроме этого Киев продолжает выпрашивать у Запада средства ПВО для противодействия «путешествию во времени».
Помощь ПВО
Однако на Западе есть понимание, что в случае поставок на Украину, к примеру, ЗРК «Пэтриот» любой модификации, кроме их уничтожения и позора, не будет ничего. Не помогут и противоракетные THAAD – их вообще не хватает и самим США. Да и там, где уничтожены десятки украинских дивизионов советского производства «Бук-М1» и С-300ПС, несколько батарей «Пэтриот» не сыграют никакой роли. Для прикрытия одного объекта их нужно в 4 раза больше, чем С-300 (ввиду секторного обзора этот ЗРК обороняет только узкий сектор). Так что ни «Пэтриотов», ни THAAD ВСУ не видать. Европейцы также не рвутся поставлять на Украину ЗРК средней дальности типа SAMP-T. Точнее, их обещают, но через несколько лет. Которых у Украины, конечно, нет.
Самое современное, что реально получили украинцы, это ЗРК SLM из Германии, часто ошибочно называемый IRIS-T (так называют ракету, а не комплекс). Его дальность стрельбы на бумаге достигает 40 км, досягаемость по высоте – 20 км. Ракета использует дополнительное радиокомандное наведение (в сочетании с инерциальным наведением и коррекцией по GPS) на основном участке траектории с захватом цели инфракрасной ГСН на конечном участке. Что ж, на бумаге звучит неплохо. Однако комплекс с возможностями по дальности и высоте (но никак не по номенклатуре целей) уровня «Панциря-С1М» или «Панциря-СМ» размещается на нескольких машинах, тогда как «Панцирь» – сам по себе автономен.
Все «Панцири», как и новые модификации «Торов», стреляют с хода, а этот работает только с места. Причём уйти за 5 минут с позиции, как могут даже старые модификации С-300, он не может. Этот ЗРК не прошёл нормальных испытаний, он вышел на них только перед началом СВО, будучи заказанным Египтом. Каир немцы в итоге «кинули», передав первый комплекс из египетского заказа ВСУ. SLM уже участвовал в попытке отражения нескольких налётов крылатых ракет на Киев – результат оказался нулевым. Ни одной цели немецкие комплексы поразить не смогли.
Есть другой, норвежский, относительно современный ЗРК малой дальности NASAMS с дальностью до 20–25 км. Пара таких уже переданы ВСУ, но тоже пока никаких успехов не замечено. К тому же этот комплекс и вовсе перевозимый, то есть отстреляться и уйти хоть через полчаса он не может. При этом таких систем обещано всего шесть и весьма нескоро.
На тебе, боже, что нам негоже
Зато Киеву сейчас активно стали спихивать старьё в области ПВО. Франция подарила 2 ЗРК малой дальности «Кроталь». Этот мобильный ЗРК малой дальности разработан в конце 60-х годов прошлого века. Даже самая новая его модификация – «Кроталь-NG» 1990 года выпуска. Но её Украине не дали – их у Франции всего 12 штук, они охраняют аэродромы. Дальность этой чудо-машины – целых 10 км, а потолок – 5–6 км. На данный момент такой комплекс можно считать неэффективным против современных самолётов и вертолётов, а беспилотники он может просто не увидеть.
А ещё Киеву со всех сторон обещают ЗРК «Усовершенствованный Хок». Первая версия «Хока» появилась на свет в 1956 г. и выпускалась с 1960 года. Не раз «Хоки» модернизировались, но даже последняя версия, турецкий ЗРК «Хок XXI», в Ливии в 2020 г. был уничтожен без проблем «неопознанными» самолётами «Рафаль». То ли египетскими, то ли из ОАЭ, то ли это был «привет» от самих французов. Но ВСУ предлагают куда более старый вариант, которому уже лет 50. В общем, Зеленский и его трепачи-спикеры могут что угодно рассказывать про успехи своей ПВО и массовое сбитие российских ракет, но с такими устаревшими западными технологиями противовоздушная оборона Украины скоро окончательно станет фикцией.