The Wall Street Journal: Россия «незаконно оккупирует» остров Врангеля
№ () от 15 ноября 2022 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
В США у многих, что в СМИ, что в политике, явно заехал ум за разум. Это видно, например, по высказываниям вокруг нашей специальной военной операции на Украине. Теперь вот и наш остров Врангеля кому-то за океаном опять понадобился.
Появившаяся недавно в газете The Wall Street Journal статья некоего Томаса Дэнса, где он призывает «отобрать у России» «незаконно принадлежащий ей остров Врангеля», – не первое выступление на эту тему. Автор уверяет, что «американский» остров «незаконно оккупируется» Россией с 1924 г., когда его заняла команда русского военного корабля «Красный Октябрь». А ещё там находится российская военная база, и она может угрожать США. Поэтому, мол, Вашингтон должен остров отобрать.
Остров белых медведей и мамонтов
Остров Врангеля расположен в Северном Ледовитом океане между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он отделён от материка проливом Лонга и находится в 140 км от суши. Остров относительно велик – 7670 кв. км, но в данный момент не имеет постоянного населения. Зато есть временное: метеорологи, различные учёные, пограничники и военные. Остров назван в честь полярного исследователя, адмирала и морского министра Фердинанда (Фёдора) Петровича Врангеля. А по-чукотски зовётся Умкилир – от «умка» («белый медведь») и «илир» – «остров». То есть остров белых медведей. Их там очень много – это крупнейший в мире «роддом» белых медведей. Крупнейшие лежбища моржей и птичьи базары также находятся там.
Жили когда-то там и ныне возрождённые на острове овцебыки, создан заповедник. А ещё на Врангеле до середины второго тысячелетия до нашей эры, в расцвет египетской, вавилонской, или микенской, цивилизаций, паслись мамонты. Во всех прочих местах они вымерли за 6–8 тыс. лет до этого. Примерно тогда же на острове появились и первые люди – палеоэскимосы. В общем, с точки зрения науки место уникальное, но имеет оно и стратегическое значение.
Исторические аргументы
Скажем сразу – все претензии различных других стран на Врангель на основании, что они его открыли, ничего не стоят. Об этом острове русские знали ещё в конце XVII века от чукчей, а впервые нанёс его на карту первопроходец Иван Львов в 1707 году. Позже его обозначил на карте и М.В. Ломоносов, назвав островом «Сомнительным» – он не был уверен в его существовании. Определяли местоположение острова и различные русские экспедиции конца XVIII и начала XIX веков, включая и экспедицию Врангеля. Но на острове они не высаживались, хотя тот же Врангель описывал, что там есть постоянные жители, как их зовут и каковы они видом. Первым европейцем на острове стал немец, китобой, купец и исследователь Э. Дальман в 1866 году. А вот в честь Врангеля парой лет позже его назвали американцы, и тогда российские права на остров никто не оспаривал.
В 1879 г. мимо острова прошла «Жанетта» – судно американского исследователя Дж. Де Лонга, пытавшегося достигнуть полюса. Но корабль потом погиб, а впоследствии – и сам Де Лонг и часть его товарищей. В поисках его экспедиции в 1881 г. на Врангель высадился некий Хупер и объявил его территорией США.
Через 30 лет, в 1911 г., к острову подошёл знаменитый русский ледокольный пароход «Вайгач». Американский флаг с острова (в Арктике всё сохраняется десятилетиями) выкинули, заменив российским. Затем в ходе Гражданской войны наши «друзья» решили половить рыбку в мутной воде. Чего бы этого было не делать, если тот же Ленин и вовсе предлагал отдать американцам в концессию русскую Камчатку?
Якобы опасаясь аннексии оккупировавшими тогда русский Дальний Восток японцами, остров решили «защитить» от этого британо-канадские авантюристы во главе со Стефанссоном. Они высадились на него, основав «колонию» из 5 человек и поставили флаги Канады и Британии. Остров объявили британским. Но английское правительство никакой помощи «колонизаторам» не оказало. Они потерпели крах и погибли все, кроме эскимоски-кухарки и кота. Затем спасатели-канадцы высадили на остров геолога и партию охотников-эскимосов. Этих гостей сначала пытались выкинуть в 1922 г. белые на канонерке «Магнит», но до острова не добрались. Но в 1924 г. это сделал советский вооружённый ледокол «Красный Октябрь», установив окончательно наш контроль над Врангелем.
Именно с той поры в американских СМИ периодически стала всплывать тема «оккупации» Россией «американского» Врангеля. Мол, по законам 1920-х гг. он должен принадлежать США – данная полемика за океаном называется Wrangle over Wrangel Island. Теоретически американцы имеют столь же шаткие претензии ещё на 7 наших островов. Однако у России иная точка зрения – все мы помним школьные карты, на которых огромным сектором обозначены границы полярных владений. Это на данный момент означает, что все, даже неоткрытые участки суши в этом секторе, будут принадлежать нам. Такой подход обычно не оспаривается в отличие от границ экономических зон и шельфов, за которые сейчас идут споры в Арктике. Но прав, как обычно, окажется тот, у кого больше сил быть правым.
Освоение и забвение
При СССР остров начали осваивать, поставили полярную станцию. Там появились небольшие поселения, оленеводческий совхоз, заказник, потом заповедник. Появились и военные – аэродром и склады. А в середине прошлого века там даже стояли подразделения чукотского горнострелкового корпуса (затем – армии), нацеленного на захват Аляски.
В начале 1990-х «точки» ПВО с острова убрали, как и с большинства других, и военных постепенно вывели. Затем прекратился северный завоз, закрылись оленеводческий совхоз, больница, школа-интернат, детсад, магазин, клуб-кинотеатр – оттуда побежали и гражданские. К концу 90-х вывезли почти всех. В итоге из всех жителей на острове в начале 2010-х остались только один шаман и пограничники.
Но затем островом, как и всей Арктикой, активно занялись. Построили новую метеостанцию. А в 2014 г. туда вернулись сначала военные гидрографы, там построили суперсовременную арктическую базу «Полярная Звезда». Это звездообразное сооружение выглядит как база пришельцев или же их корабль.
Сейчас на Врангеле вновь развёрнуты аэродром, пункт наведения авиации, радиолокационные подразделения ПВО, способные, кстати, обнаруживать и малоразмерные малозаметные беспилотники. В случае установки там береговых ракетных комплексов «Бастион-П» со сверхзвуковыми ракетами к острову, даже если ледовая обстановка позволила бы, и на 500–600 км будет не подойти.
А вот угрозой США он вряд ли является. Ни «Ониксы», ни «Искандеры-М», кроме, разумеется, крылатых ракет комплекса, до важнейших городов и объектов на Аляске с Врангеля не достанут. Это куда проще сделать с Чукотки, где подобное оружие либо имеется, либо окажется там в нужный момент. Причём хоть в обычном, хоть в ядерном исполнении. К тому же там уже есть развитые средства ПВО и сформирована арктическая береговая дивизия для защиты региона.
Король не слишком одет
В сущности, американцам даже нечем подтверждать свои претензии в Арктике. В этом регионе всё равно, сколько у тебя авианосцев или эсминцев, зато важно, сколько ледоколов. Причём каких именно и насколько опытны моряки для плавания в этих водах. А с ледоколами у американцев дело дрянь – более-менее мощный остался один, и зовётся он, кстати, как наша база на Врангеле – Polar Star. Он вечно ломается и обычно работает на обслуживании антарктической экспедиции США. А второй живой ледокол Healey по нашим стандартам и не ледокол вовсе, а судно ледового класса.
Американцы ещё при Трампе грозились показать свои возможности и пройти Севморпутём без нашего разрешения и помощи, но до сих пор не решились. Во-первых, часть такого маршрута проходит по территориальным водам РФ, и такой прорыв в нынешних условиях может закончиться на дне. Это если раньше не развернут, как уже случалось когда-то. Во-вторых, даже в августе-сентябре, самых свободных ото льда месяцах, на Севморпути и без военного противодействия можно нарваться на неприятности. Особенно если опыта плаваний там мало.
У России же ледоколов почти полсотни. Из них десятки мощных неатомных. Атомных в строю шесть, включая два новейших типа «Арктика». А скоро введут ещё один – «Урал», за ним строится ещё два. Строится и головной сверхмощный ледокол ЛК-120Я «Россия», за ним также последуют ещё два гиганта. В общем, наш арктический дом – наша крепость, и не американцам там хозяйничать. И уж тем более – не острова у нас отбирать.
Конечно, сейчас Запад активно убеждает себя и других в «слабости» армии России на основании ситуации на Украине. Но это не соответствует реальности. Попытки «отжать» у нас территорию в Арктике могут кончиться ракетно-ядерным ударом – и не понимать этого смертельно опасно.