Херсон не сдаётся
№ () от 1 ноября 2022 [«Аргументы Недели », Ярослав Вяткин ]
Пока на линии фронта специальной военной операции (СВО) на Украине продолжаются укрепление позиций и сосредоточение сил, в тылах ведётся боевое слаживание новых российских соединений (бригад, дивизий) и объединений (корпусов и армий), укомплектованных мобилизованными и добровольцами. Одновременно по противнику продолжают наноситься мощные удары. Причём основной целью наряду с военными и военно-промышленными объектами являются объекты энергетики.
Вкапывание в землю как база для наступления
На всей огромной линии фронта протяжённостью более 1100 км, а также вдоль границы идут фортификационные работы. Строятся блиндажи, укрытия, дерево-земляные (ДЗОТы), бетонные (ДОТы) и броневые огневые точки. Выставляются полосы из железобетонных треугольных надолбов. Многие воспринимают это как признаки перехода ВС РФ к обороне. Это не так.
Все эти полосы возводятся не на линии фронта, а в тылу. То есть это именно опорные линии, на случай просачивания сил противника. Именно так украинцы любили делать ещё недавно, пользуясь неплотным боевым порядком наших войск, которым не хватало численности для сплошной линии фронта. ВСУ могли создать локальное численное превосходство, которое позволяло даже в случае потери больших сил из-за ударов артиллерии армии России и авиации всё же проникнуть в тыл для создания там беспорядка и дезорганизации.
Сейчас российских войск стало куда больше – линейные части пополнены по штатам не просто мирного, а даже военного времени. В тылах созданы вторые эшелоны и обширные резервы. Они состоят из частей как активно набиравшихся всё лето добровольцев, так и из мобилизованных военнослужащих.
Все эти полосы заграждения и обороны нужны для того, чтобы можно было активнее маневрировать силами и средствами, ослабив их на неперспективном участке. Особенностью таких линий обороны является то, что они могут быть быстро выкопаны и перевезены вперёд, когда линия фронта продвинется. Кое-кто пытается критиковать такую тактику, мол, в своё время надолбы на «Линии Зигфрида» у немцев были связаны между собой бетонными основаниями глубоко под землёй, да и ДОТы были основательнее. А у нас, дескать, всё не так. Однако надо понимать, что во время Второй мировой войны немцы строили свою линию обороны не один год и именно для обороны, а нам нужна опора для наступления. Для того чтобы противник не имел возможности проникнуть сквозь боевые порядки, когда фронт двинется вперёд.
Когда ждать активизации и где?
На днях министр обороны Сергей Шойгу объявил об окончании мобилизации. По его словам, 82 тыс. мобилизованных уже находятся в зоне СВО, из них 41 тыс. человек – в линейных частях. Остальные 218 тыс. пока обучаются в резерве на полигонах и в расположениях частей и соединений по всей стране. Это говорит о том, что основная масса войск, эквивалентная условным 15 дивизиям, появится на фронте где-то к декабрю, а то и январю. Видимо, тогда и начнутся основные действия, в том числе не только на нынешней линии фронта.
А пока возможны только локальные удары с целью улучшения позиций. Что и происходило недавно на Лиманском направлении, а теперь – под Угледаром, где ВС РФ и части ДНР (которые пока не интегрированы в состав армии и прочих силовых структур России, хотя республики уже стали Россией) ведут наступление в районе Павловки и Водяного.
Дело в том, что без взятия Угледара невозможно продвижение войск в районе всех давно «доставшего» Авдеевского укрепрайона противника, примыкающего к Донецку. Именно оттуда ведутся обстрелы города. Саму Авдеевку в лоб штурмовать бессмысленно – будут большие потери. А вот обойти её можно. Сейчас Павловка, которая уже была под нашим контролем летом, но потом была оставлена, уже почти возвращена. Идут бои в районе Опытного, охват Угледара и блокирование подъездных путей огнём. Как будут развиваться события дальше, станет ясно уже в ближайшее время.
Опасность каскадного затопления
По событиям в районе Херсона нужно сказать следующее. Никто, несмотря на тревожные разговоры, сдавать город и правобережье Днепра не собирается. Эвакуация части мирного населения нужна для укрепления этого района для того, чтобы меньше было жертв и чтобы никто во время боёв не «бегал в аптеку» под огнём, как это бывало уже не раз. И чтобы при активизации боевых действий люди, рванувшие в эвакуацию, не порушили военным снабжение через переправы, заблокировав их. Нельзя забывать и об опасности затопления. Украинцы могут разрушить свои плотины на Днепре – это вызовет каскадное затопление. Решение отселить часть людей и с другой стороны реки говорит о том, что эту опасность воспринимают серьёзно.
Да и число «глаз и ушей» нужно уменьшить – среди местных не так уж мало «ждунов», сочувствующих ВСУ. Для противодействия этому в некоторых районах отрубили веб-камеры и перестроили оборудование у интернет-провайдеров, поставив его под наш контроль.
Согласно некоторым данным, количество российских войск на правобережье Днепра как минимум уже удвоилось. Оборона уплотняется, ведутся активное минирование и строительство долговременных сооружений, накопление запасов как для обороны, так и для наступления. А вот разрекламированное украинское «наступление на Херсон» так пока и не началось. Все попытки атаки со стороны ВСУ закончились разгромом даже до встречи с нашими войсками на линии фронта. Теперь это наступление может и не начаться вообще – к середине ноября погода изменится. На несколько недель всем придётся забыть об активных действиях вообще.
ПВО ВСУ не может ничего
Между тем продолжается системная работа по разрушению не только военных и военно-промышленных объектов Украины, но и энергосистемы страны. В минувший понедельник по её объектам был нанесён массированный удар. Только в первой волне прилетело более 50 крылатых и иных ракет, а были и другие волны ударов. В ночь на вторник удары наносили ещё и барражирующие боеприпасы – «бешеные мопеды» «Герань-1» и «Герань-2».
Украинская ПВО, как обычно, ничего не смогла сделать. Причём сейчас украинская противовоздушная оборона уже усилена немецкими ЗРК SLM, защищающими Киев. Их часто называют IRIS-T – это неправильно, так зовётся управляемая ракета «воздух-воздух», которую немцы превратили в зенитную. Этот комплекс и раньше только зря тратил ракеты, которые потом находили неразорвавшимися, а при массированном налёте вообще ничего не поразил. Украинские С-300ПС и «Буки» хоть изредка что-то сбивали, а тут – одно «молоко» и самоликвидация.
Так что «эксперты», рассказывавшие на основе немецких рекламных баек о способности SLM поражать чуть ли не квазибаллистические «Искандеры-М», сели в лужу. «Сырая» машина, не прошедшая нормальных испытаний, не может ничего.
Назад в будущее
Но последствия удара не спрячешь. В этот раз поражались не машинные залы, центры управления и хранилища топлива ТЭС и ТЭЦ, а подстанции и открытые распределительные устройства (ОРУ) при ГЭС на Днепровском каскаде. Так что теперь украинские ГЭС, по сути, выключены из игры, хотя сами и работают. Что это означает? Если раньше энергосистема Украины потеряла до 30% мощностей, то теперь почти 60%.
Станции-то работают, да без подстанций и ОРУ напряжениями 110/330кВ, 500 кВ и 750кВ, которые уже нечем восстанавливать, так как закончился запас комплектующих – энергию им деть некуда. Пока работают АЭС, но они почти не способны маневрировать мощностями (это украинцы делали за счёт ТЭС и ГЭС), что приводит к разбалансировке системы.
В итоге АЭС украинцам придётся постепенно отключать самим, из соображений безопасности. Хотя этому можно помочь, разрушив ОРУ уже на АЭС, как это делали сами украинцы, обстреливая Запорожскую АЭС, что привело к её временному заглушению. Разрушение же ключевых подстанций и ОРУ приведёт к развалу энергосети на изолированные сети, в одних из которых энергия ещё есть, но нет потребителей, а в других – наоборот. Получать же энергию с Запада, куда Украина ещё недавно её продавала, – не выйдет. Да и это легко пресечь – прилетит десяток «Гераней» или КР и перебьёт перемычки на границе. В общем, в преддверии зимы Украина может мигом провалиться то ли на 100, то ли сразу на 200 лет назад.
Но самое печальное то, что киевляне по-прежнему не видят причинно-следственной связи между нынешним отключением электроэнергии и поступками своего руководства, санкционировавшего террористическую атаку на Крымский мост и атаку подводными аппаратами и беспилотниками кораблей в Севастополе. Также им можно напомнить и о том, что Украина сама в своё время перекрыла воду в Крым и отключила полуостров от электричества. Да и продолжающиеся до сих пор обстрелы ДНР и ЛНР украинцы добровольно прекращать не собираются. Так что удары по энергетике будут продолжены.